Мы плывём по Агидели
Путеводитель-лоция

Предания. Легенды. Рассказы и поверья о местах которые встретятся вам в пути.

Агидель (река Белая)

..."Сказал Урал-батыр: - Иди, мой сын, куда велит тебе сердце, броди среди людей и не оглядывайся назад до тех пор, пока не набредешь на большую реку: Идель - исполин, подобный отцу, - пошел на юг, оставляя на земле тяжелые следы. Отец долго следил за ним, ронял слезы, ибо знал, что Идель уже никогда не вернется обратно. Идет Идель, идет, даже на отдых не останавливается. Долго шел он так, потом повернул направо и, наконец, двинулся на север. Шел Идель, шел целые месяцы и годы, потом направился он в западную сторону. Наконец добрался до полноводной реки, в которой кишели выдры (по башкирски - камы.) Обернулся назад Идель и видит, что вслед за ним широкой лентой движется светлая вода. И стала она вливаться в ту полноводную реку, поросшую камышами. Так родилась река Агидель, исполненная дивной красоты."...
(Башкирский эпос "Урал-батыр ")

Бурзян - родина сказок

Бурзянский район всегда был местом малонаселенным, отдаленным, труднодоступным, а потому таинственным и сказочным

Тут царствовал легендарный хан Масим - вожак четырех южно-башкирских племен, тут закончился многолетний поединок Урал-батыра и его брата Шульгена, тут вышел из озера Йылкысыккан символ Башкирии - крылатый конь Акбузат, и подарила его храброму егету Хаубану водяная красавица Айхылу. Тут, в Бурзяне, произошла эпическая война Каракулумбета с Бабсаком и Кусяком.....

Времена изменились, однако Бурзянская земля до сих пор еще не слишком нарушена человеческой деятельностью. Будучи одним из самых больших в Башкортостане по территории (444 тыс га), Бурзянский район остается одним из самых маленьких по населению - 15 тыс. человек. Дорог тут немного, асфальтированных нет вообще. Нет загрязняющих природу промышленных производств. Леса занимают 86% территории района, а пашни - менее 2%. Население занято в основном лесоэксплуатацией и, в меньшей степени животноводством.

Именно поэтому Бурзянский район стал центром туризма Республики. именно поэтому так богат он охраняемыми территориями. У нас находится Башкирский государственный заповедник (49,6 тыс. га), государственный заповедник "Шульган-Таш" (22,5 тыс. га) и часть (14,8 тыс. га) Башкирского национального природного парка.

Будучи еще в недавнем прошлом изолированы горами, лесами и бездорожьем от городской суеты и мелочности, бурзанцы сохранили лучшие черты национального характера, доброжелательность, гостеприимство. Население района в основном старожильческое - фамилии сегодняшних жителей района встречаются в документах 18-19 веков. Национальный состав довольно однороден, смешанное население проживает лишь в с. Иргизлы, основанном еще в 1736 году при Вознесенском медеплавильном заводе и в райцентре - с. Старо-Субхангулово.

1. Река Кага
Цифры соответствуют номерам на схеме маршрута и в лоции.

Река Кага нарочито велика и черезмерно быстра; однако почти везде ее можно переехать бродом... Горы покрыты были изрядным красным лесом, где наипаче лиственница изобиловала. Сколь изрядны были по горам леса, столь изящные на них росли травы, мы лучшее собрание трав сим горам долженствовали. И.С. Лепехин, 1768 г.

2. Село Кага

Кагинский железоделательный завод "можно почесть пристройкою к Авзяно-Петровскому заводу, ибо выплавленный чугун на оном заводе перевозится на Кагинскую молотовую фабрику, где действительно ходят четыре молота, и еще к ним вскоре присовокуплены будут два. Река Кага никогда водой не оскудевает; окольные горы изобилует лесом; и так для заводчиков со всех сторон в сем месте великая выгода".

15. Авзян

Строительство верхнего Авзяно-Петровского завода было начато 2 мая 1754 г., а в марте 1755 г. завод был уже готов, но 9 мая сгорел "без остатка". Восстановлен был завод Матвеевым к 1 декабря 1755 года.

В пяти верстах от Верхнего Авзяно-Петровского завода была построена плотина для молотового завода с 4 молотами в двух фабриках, это был Нижний Авзяно-Петровский завод, где началась перековка чугуна 26 августа 1756 года. Завод был построен, как вспомогательный к Верхнему Авзяно-Петровскому заводу.

Верхний Авзяно-Петровский завод был расположен в ущелье речки Авзян, в 9 верстах от впадения ее в реку Белую. на тесной площадке размером около 2 десятин. Первоначально оборудование состояло из одной доменной печи 6 кричных молотов. При заводе имелась расковочная фабрика. Ближайшие рудники были: Краснорецкий (3 версты от завода). Ашверский (6 верст), Кухтурский (22 версты). Огнеупорный камень возили с Литовской горы, близ Табынской крепости (55 верст). Белую огнеупорную глину брали в 67 верстах (Белорецк).

Земли под заводы были взяты в оброчное владение башкир Тамьянской и Тангаурской волостей. Лесов при заводов было 90000 десятин.

П.И. Шувалов перевел на заводы своих крепостных крестьян из Калужской и других центральных губерний и поселил в заводском поселке около 50 дворов. Основную рабочую силу на Авзяно-Петровских заводах представляли приписные крестьяне.

Верхний Авзяно-Петровский завод имел две изрядные домны и два анбара с молотовыми, в которых 12 молотов, шесть действующих и шесть запасных, 12 горнов, якорная фабрика... Тут же заведены два горна для переделывания железа в сталь, и один горн для беления железа, особлева выстроена кузница с 10 горнами, одна слесарная, ...мельница мушная и меховая фабрика. Близ на устье Авзяна построена другая фабрика под именем Нижнего Авзянского завода; где также два анбара, в которых 12 молотов, 6 запасных и 6 действующих. Тут построена изрядная пильная мельница о двух рамах и одна кузница с осьмою горнами.

Не малая выгода сего завода состоит и в отпуске своих продуктов: ибо Белая река, близ которой завод построен, весною большие подымлет коломенки, нагруженные железом; а из Белой беспрепятственный путь в Каму; и так далее. Чугуна на заводе сем выплавляется до 300000 пудов и по 160000 пудов полосового железа в год".

Накануне Крестьянской войны 1773-1775 гг. четыре завода Верхний и Нижний Авзяно-Петровские. Кагинский и Кухтурский) Евдокима Демидова представляли собой "единый производственный комплекс, крупнейший среди железоделательных предприятий юга Урала".

38а. Таш-ой (Каменный дом.)

Возле деревни Мурадымово находится пещера. Называют ее Каменным домом. Там будто бы скрывался Пугачев со своими воинами, когда отступал. Среди пугачевцев был и кураист Миннибай. Он-то и рассказывал своим внукам о тайне пещеры. Потом находили в пещере стрелы, копья, сабли и другое оружие. Может, поэтому речку, вытекавшую из пещеры, назвали Биллегылыс - Изогнутой саблей.

39. Максим Тюбе - Максимово дно

Максимовым дном называют огромный камень, выступающий из воды у левого берега Агидели ниже аула Мурадымово. Раньше в половодье отправляли по реке Белой чугун на барках из Авзяна, где стоял железоделательный завод, до самой Уфы. На каждую барку грузили по шестьдесят - семьдесят тонн. Барки были двадцать пять - тридцать саженей длины (почти сто двадцать метров). Чтобы барка тише шла по горной реке, привязывали чугунный лот весом от девяноста до ста двадцати пудов. А без такого ходового лота барка могла разбиться о скалы. Кроме лота, на каждой барке был еще якорь весом пудов восемьдесят. Барку сопровождала команда рабочих человек тридцать. Вместе с караваном барок шел вниз по Белой баркас, где находились продукты. Последние барки вниз по Белой отправляли из Авзяна в 1923 году. Шесть барок застряли у Муйнак-таша и зимовали. Весной 1924 года большой водой их подняло, и пошли они вниз до Сыртланова. Там чугун разгрузили и отправили дальше гужевым транспортом.

Барки вели умелые лоцманы. Таким умельцем был старик-башкир из деревни Байназарово, по-русски прозванный Максимом. Брал он с собою в плавание всегда несколько башкирских егетов. Однажды когда барка миновала Мурадымово и впереди показался выступающий из воды камень, - хозяин барки крикнул: "Бейте направо!" Тогда Максим посмотрел на башкир и сказал: "У купца-богатея "направо" никогда не кончится. - правьте налево". Егеты ударили левыми веслами, и барка сразу налетела на камень и разбилась, В тот же миг Максим столкнул в воду купца-хозяина и скомандовал своим помощникам: "Забирай! Все это богатство теперь наше!" С тех пор камень, о который разбилась барка, стал называться Максимовым дном. Говорят, Максим стал отчаянным разбойником.

39а. Могила Халила

В старые времена между башкирскими племенами бурзянцев и кыпсаков происходили бесконечные столкновения из-за земельных угодий и водных источников. Казалось, что интересы враждующих соседних племен непримиримы. Совсем изнемог и отчаялся народ от нескончаемых стычек и сражений. Вот тогда мулла по имени Халил нашел такой выход: он поставил себе дом как раз на границе двух родов - бурзянцев и карагай-капсыков. Обе стороны стали сдерживать свои страсти, не решаясь досаждать старому человеку.

Перед смертью старик Халил оставил людям такое завещание: "Похороните меня не на кладбище, а на самой границе между родами. При жизни я удерживал их от родо-племенной вражды, пусть же и после смерти тело мое не допустит ненужных распрей". Могила Халила до сих пор видна на поле близь дороги между деревнями Яумбаево и Байназарово.

43. Байназарово

Деревня Байназарово - самая старинная деревня Карагай-Кипчакской волости. В карте 1786 года, выпущенной Уфимским наместничеством, Байназарово показан как хутор. Начиная с 1812 года обозначается как деревня, после переезда из Аскарово (Абзелиловский район) 30 хозяйств.

Деревня названа в честь известного старшины Байназара Ильясова. У него было много сыновей. Когда старшему было 39, младшему исполнилось 5 лет. В Отечественной войне 1812 года многие участвовали в военных походах. Особенно отличился и был награжден медалью зауред-хорунжий Килдегул Ибрагимов.

43б. Курыуды тау. Гора Заживо Поджаренного

Эта гора находится неподалеку от Байназарово. В древности враждовали между собой Бабсак-бий из кыпсакского племени и Каракулумбет из племени бурзянцев. Каракулумбет убил Бабсака и истребил всех мужнин кыпсаков, кроме одного, находившегося еще в утробе матери бурзянки. Когда этот младенец - Кусяк вырос и стал батыром, он по обычаю кровной мести жестоко расправился с Каракулумбетом: мучил его, потом повел его на гору и там изжарил заживо. Вот почему гору называют Курыуды - Жарево.

Говорят, что в прежние времена кыпсаки ежегодно поднимались на ту гору, празднично поминали там Кусяк-бия и других своих батыров, рассказывали о них предания.

49. Набиево (Набиуллино, Куяново).

Много лет тому назад старик Сатыбал гостеприимно встретил какого-то путника, пешком спускавшегося с противоположной горы. Этим путником оказался Филатов.
- "Почему живете разрозненно?" - спросил Филатов старика. - "Надо селиться аулом".
Филатов собрал всех пастухов и табунщиков, живущих в хуторах, и провел сходку. Он объяснил им, как полезно и выгодно жить всем вместе - одной деревней. После этого здесь возникла улица, уходящая одним концом к югу, в сторону кибла. Там же получил место и обосновался старик Сатыбал, его дети да и другие люди тоже.
- "Теперь надо дать деревне какое-нибудь название" - сказал Филатов, и предложил ей дать имя старика Сатыбала. Но тот воспротивился и назвал имя другого старика - Набиуллы, что жил на противоположной стороне. С тех самых пор аул называется Наби (Набиево).

49. Скала Булякбики

В ауле жила очень красивая девушка. Родители ее были бедняками, всю жизнь гнули спины на бая. Сами они жили в маленьком чулане того бая. Когда девушка выросла и расцвела, к ней стали свататься многие женихи. Несмотря на бедность этой четы, сваты не переводились на пороге их жилища. Были среди них и бедные, и богатые, и старые, и молодые. Но родители Булякбики не торопились отдавать за кого-то свою дочь. Дочь у нас и красива, и работяща, сама себе найдет ровню, решили они и положились на ее выбор.

Булякбика любила каждый день забираться на гору, возвышающуюся возле аула, и петь. Как-то, спускаясь с горы, она повстречала егета, мастерившего курай. Едва взглянув на девушку, егет сразу же в нее влюбился. Он тоже пришелся ей по нраву, и они стали ежедневно встречаться на той горе. У подножья горы течет глубокая Агидель... (Сейчас она измельчала, но в прежние времена была глубокой, воды переполняли ее берега).

Проживал в ауле злой мулла. Однажды он тоже прислал к родителям Булякбики своих сватов. Им удалось каким-то образом добиться их согласия. Сообщили ту новость и Булякбике. Она не знала, что делать. И оповестила бы своего егета, да родители из дому ее не выпускают. Пришел мулла. И тогда Булякбике каким-то образом удалось убежать. Таясь от чужих глаз, она забралась на самый край обрыва, туда, где обычно встречалась с милым, и запела. Мулла отправился по ее следам, забрался на гору. В тот самый момент, когда он хотел схватить сзади девушку, она бросилась со скалы в реку. Мулла успел только схватить ее косу, и она так и осталась в его руке.

На другой день пришел на место свидания егет, стал ждать любимую, но она не явилась. Ничего не знавший о судьбе девушки, егет сел под деревом и заиграл на своем курае. Тут он увидел лежащую на земле косу. И понял все. Но было поздно. Он повесил косу на дерево, просунул между ветвей курай и прыгнул вниз. Только через несколько дней отыскали его труп. Тело же Булякбики так и осталось не найденным. После того трагического случая гору, находящуюся между аулами Набиево и Новое Мунасипово, стали называть Горой Булякбики, а камень, сидя на котором она пела, - Камнем Булякбики.

51. Мунасипово

Деревня возникла на рубеже двух прошлых веков. Состояла из 33 домов. Основоположник Мунасип Юлдашбаев. В 1842 году на 44 жителя приходилось 500 коней, 200 коров, 40 овец, 15 коз. Посеяно 24 пуда озимых и 344 пуда яровых культур.

56. Гора Сюярбики

Гора "Катайсугышкан" (Катайцы воевали) и "Дюясуйган" (Верблюдов зарезали) возле деревни Ново-Мусятово завершаются, образуя мыс. Тут же находится гора, называемая "Сюярбика тау". Говорят когда на бурзянские земли пришли с боем башкиры-катайцы, девушка по имени Сюярбика, известная своей красотой на всю округу, храбро сражалась против пришельцев. В неравной схватке она попала в руки катайцам, но сумела убежать от них. Почти у деревни на горе снова настигли ее враги (она в то время села передохнуть и впала в раздумье). Одна против шестерых до последнего сражалась мужественная девушка и погибла. В честь этой храброй девушки и названа гора. Ее же имя носит мыс. Мусятово

Деревня существует и известна с конца 18 века. В 1816 году было 38 дворов. Деревню основой Мусятов со своими 3-мя сыновьями. Основным занятием было скотоводство - на 33 хозяйства приходилось 150 коней, 180 коров, 50 овец, 25 коз. Земледелием почти не занимались - посеяло 24 пуда озимых и 328 пудов яровых культур.

59а. Субхангулово

Хутор Субхангулово превратился в деревню в 1795-1811 годах. В 1816 году деревня насчитывала 53 хозяйства. В 1920 году проживали 397 человек. Основоположником деревни является влиятельный вотчинник своего времени Субхангул Килдякаев, который участвовал в продаже земли в 1757 году барону Сиверсу и Тимашеву, в 1783 году - Масалову. Второе название деревни -Янсары.

61. Старо-Субхангулово

Деревня образовалась в 1850-1859 годах, второе название Алагуен тамагы. Основоположниками были жители деревни Иткулово Баймакского района. В начале прошлого века 5 семей вернулись обратно. В начале 19 века здесь жил старшина Ярмухамет Сирбаев.

71. Миндегулово

В 1812 году субхангуловцы превратили свою летнюю стоянку (джайляу) в деревню. В новой деревне остались жить 71 человек, в том числе и сыновья Субхангула. Основоположником считают Миндегула Тимербаева и семью Хамзиных.

Гора Масим и хан Масем

Сказывают, будто очень-очень давно жил у вершины горы Масем-тау хан Масем, который владел многими землями и правил четырьмя башкирскими племенами. И было у Масем-хана одиннадцать жен, сорок сыновей и одна-единственная дочь-красавица.

Однажды сорок сыновей хана оседлали сорок коней и отправились в путь. Повстречался им страшный чудо-зверь, который разорвал горло сорока коням, перекусил шеи тридцати пяти сыновей Масем-хана. И только пятеро из сорока братьев сумели спастись от того чудовища. Они оповестили отца о постигшей их беде, ввергнув его в великую печаль и смятение.

Повсюду, куда лошадь доезжает, куда весть достигает, направил хан своих гонцов, оповещая о своем горе подвластные ему роды. Услышав такую весть, батыры взяли в руки копья с костяными ручками, дамасские свои мечи, сукмары - кистени, и сели на коней. Вместе с другими прибыл и верховодец бурзянского рода Каракулумбет. И только глава самого отдаленного рода кыпсаков Бабсак еще не успел приехать.

Бабсак ехал один. Не взял с собой ни одного человека. Много лесов и рек преодолел, а потом забрался на вершину какой-то горы. Сняв с себя доспехи и снаряжение, отдохнул какое-то время. Затем поднялся на самую макушку скалы и огляделся по сторонам. И вот увидел на лугу, что простирается впереди, спящего чудовищного зверя, желтого, величиной с большую копну.

Догадавшись, что это и есть обидчик хана, поднял Бабсак валявшийся у ног камень величиной с человеческую голову и запустил им в зверя. Камень упал прямо перед мордой хищника и вонзился глубоко в землю. Зверь пробудился и, лениво зевая, стал подниматься на ноги. Только того дожидавшийся Бабсак натянул тугую тетиву лука и пустил в грудь хищника

стрелу. Тот взвыл от боли, взъярился и стал остервенело рвать землю могучими когтями. От рева его сотрясались горы, зашевелились и зашумели леса. Наконец зверь ослаб и упал, испустил последнее дыхание. Спустившись со скалы, Бабсак отрезал у зверя правое ухо, затем расщепил надвое свою стрелу и одну половину вонзил в брюхо хищника, а другую половинку забрал с собой.

А вечером набрел на убитого зверя Каракулумбет. Он тоже пустил на него стрелу, но тот даже не шевельнулся. Тогда он подошел к нему и отрезал левое ухо мертвого хищника. Придя к хану, Каракулумбет показал ему отрезанное левое ухо и заявил, что он убил чудовище. Обрадованный хан воздал почести батыру. Решил выдать за него свою дочь и устроить свадебный пир. В самый разгар свадебного пира к хану подошел Бабсак и сказал ему:
- "Не за того выдаешь свою дочь, мой хан, зверя убил не Каракулумбет, а я." - И с теми словами показал хану правое ухо хищника и половину своей стрелы.
- "Вот, когда я отрезал правое ухо, он еще истекал кровью. А половину от этой стрелы я воткнул ему в брюхо."

Масем-хан, чтобы выяснить истину, отправил своих людей к убитому зверю-людоеду. С нами отправился и бухарский купец - за шкурой чудовища. Вернувшись, они подтвердили правдивость слов Бабсака, показали хану другую половину его стрелы, которую они извлекли из брюха зверя, оказавшегося львом. Хан сразу объявил, что выдает свою дочь за Бабсака.

Слышавший это Каракулумбет весь вскипел от гнева, и выстрелом из лука убил Бабсака.
- "Нет в тебе мужества, заячья душа!" Произнес Бабсак и умер, упав тут же. А Каракулумбет со своими двумястами пятьюдесятью воинами пошел войной на кыпсаков.

77. Киекбаево

В 1834 году из деревни Атиково переехали 23 семьи (170 человек) на новое место Киекбаево. Так была образована деревня. Названа в честь Киекбая Юлтимерова. Другое название деревни - Баш-тире. Через 25 лет в деревне было 40 домов и проживали 300 человек.

В 1920 году в 93 домах жили по 4,2 человека. Гордостью деревни был Арслангул Хамитов, который в 1814 был нагажден медалью "За взятие Парижа".

Кырыз Аййырысы - Курган Киргизское Перепутье

В шести километрах от села Галиакбеково, на территории заповедника "Шульган-Таш" есть курган. В том месте когда-то сошлись в жестоком сраженье киргизы и бурзянские башкиры. Сказывают, после этого сраженья осталось много трупов. Особенно много воинов потеряли киргизы. Бурзянцы отказались дать землю для захоронения. Пришлось киргизам возить ее в лыковых кадках. Они везли эти кадки через бескрайние степи на двугорбых верблюдах. Возили они, возили, и вот образовался этот курган. Теперь курган называют Киргизским перепутьем.

83. Кэбэн-таш (Каменный стог) или Баиш-таш

Чуть выше хутора Ново-Акбулатово стоит на правой стороне Белой Каменный стог. Жил в наших местах Баиш. Он славился своей честностью, и на его слово всегда можно было положиться. О его высокой честности говорили: честность такая, как высокий стог. Когда же Баиш умер, назвали Баиш-ташем камень на Белой. похожий на стог сена.

89а. Акбулатово

Жители деревни Чингизово Баймакского района (20 семей) переехали на новое место и образовали деревню Акбулатово у реки Ямашлы. В деревне в 1859 году проживали 134 (19 хозяйств), в 1920 году 267 (53 хозяйства) человек. В 40-х годах 19 века 26 хозяйств имело 120 коней, 100 коров, 21 овец, 20 коз. Только несколько хозяйств посеяли 48 пудов зерна.

89. Бабасак-тубэ - Курган-Бабсак

Сражались давным-давно два бия. Один был местный и звали его Каракулумбет, а другой из Абтракова Кыпсакской волости, звали его Бабсак. Каракулумбет убил Бабсака и не дал его соплеменникам бурзянской земли насыпать могильный курган, какой полагается вождю. Воины Бабсака стали возить землю для кургана с отмели в устье речки Буйляу, что находится в 35 километрах ниже по - реке Белой. Возили землю батманами верхом и насыпали курган. Говорят, что еще до революции, муллы из Старо-Ак6улатово разрыли этот курган и украли из него золото.

92а. Елкысыккан-куль - озеро, из которого вышли кони

В старину у одного охотника была очень хорошая собака по кличке Куктуш (Серогрудка). Любого зверя настигнуть могла, любую птицу на взлете поймать могла. Встретился однажды охотнику в лесу какой-то егет. Тому так приглянулся Куктуш, что стал он уговаривать хозяина отдать ему собаку. Обещал взамен табун лошадей, которых выведет из озера. Долго просил и добился-таки своего - уговорил. Егет взял собаку и вместе с нею нырнул в озеро. Вскоре вывел оттуда кобылицу. Севшему верхом охотнику сказал: Езжай на этой кобыле. Вслед за ней выйдут из озера другие лошади, - будут твоими. Только назад не оглядывайся. Промолвил это и сейчас же исчез с собакой.

Едет охотник на кобыле и слышит сзади топот, ржанье и фырканье множества лошадей. Не смог человек превозмочь любопытства - оглянулся. Тут же половина выходившего из озера табуна кинулась обратно в водную глубь. Пошли за охотником лишь те лошади, что уже выбрались на берег. Были те лошади пегой масти с серой спиной. Местная порода таких лошадей не перевелась поныне. А озеро получило название Елкысыккан - озеро, откуда вышли лошади (Конский выход).

Удивительного цвета вода в нем - серого с синеватым, таинственно мерцающим отблеском. И летом, и весной, и зимой в этом озере вода на одном и том же уровне: не прибывает и не убывает. Нет в нем ни рыбы, ни какой-нибудь живности.

Неподалеку от Елкысыккана находится озеро Ыгышма-куль - Плавучее. Раньше островок, на котором растет береза, медленно перемещался по озеру то ближе к одному, то ближе к другому берегу. Потому и прозвали озеро Плавучим. Теперь островок закрепился у верхнего берега: береза пустила там глубокие корни, уровень воды в Ыгышмакуле такой же, что в Елкысыккане. Оба озера связаны между собой и с Каповой пещерой подземной речкой. В 1975 году вода из озера Ыгышма внезапно пропала, и обнажился почти вертикальный колодец в десятки метров глубиной.

92а. Елысккан

Сказал Урал-Батыр:
"Выпью озеро это сполна.
Иссушу до самого дна,
От дивов, оставшихся в живых,
Кто людям жить на земле не дает,
От шульгенов и гадов других
Навсегда избавлю народ!"
Стал он озеро выпивать -
Начала в нем вода клокотать;
Дивы испуганно загалдели -
Спрятаться от батыра хотели,
Только пил все Урал и пил,
И див за дивом в него входил.
Много их в нем скопилось внутри,
Зубы у каждого остры,
Грызли они его сердце и душу,
Озеро выплеснул он назад;
Дивов, выскакивающих наружу,
Всех убивали батыры подряд.
Не в силах на ногах устоять,
Не в силах больше воевать,
Урал на месте том же упал.

Урал:
"Своими глазами видели все вы,
Как дивы в мое проникали чрево,
И каждый сердце мое терзал,
Внутренности на части рвал.
Вот что, народ мой, тебе я скажу:
В омутах и озерах глубоких
Будут дивы таиться и впредь,
Будут пытаться они ненароком
Душой и телом людей завладеть,
Будут мстить каждый день, каждый час.
Всюду преследовать будут вас,
Чтоб вашей смертью смыть свой позор;
Не пейте воду из этих озер -
Только болезни от них и мор.
Воду их обходите стороной,
Пусть потеряют злодеи покой.
Так перед смертью он сказал.
Если с Шульгеном войну начнешь,
Если даже его разобьешь,
Другой в озерах не станет вода;
Как материнское молоко,
Не вспоит страну никогда!"

Заповедник "Шульган-таш"

Заповедник расположен в западных предгорьях Южного Урала. Координаты центра заповедника - 53 градуса 15 минут с.ш. 57 градусов в.д. Рельеф образован хаотичным переплетением невысоких (100-300 м) хребтов, расчлененных многочисленными ручьями и речками. С юга и северо-запада территория ограничена каньонообразными, глубиной 100-150 м, долинами рек Белая и Нугуш. Перепад абсолютных высот на территории - от 240 до 700 м над уровнем моря, основные площади находятся на высотах 400-500 м.

Ландшафты - удивительная мозаика участков сосново-лиственной тайги, широколиственных и мелколиственных лесов, суходольных и пойменных лугов, известняковых и сланцевых скал, горных степей. Любителю природы из средней полосы России или из зарубежной Европы трудно вообразить, что в сотне метров друг от друга могут произрастать ель сибирская и ковыль перистый, северянка - лиственница Сукачева и клен платановидный, тюльпан Биберштейна и венерин башмачок настоящий, вишня степная и можжевельник обыкновенный. Столь-же разнообразен и животный мир: бок о бок гнездятся сплюшка и мохноногий сыч, осоед и бородатая неясыть, черный аист и глухая кукушка. С одного куста собирают черемуху бурундук и желтогорлая мышь, на одной осыпи проживают садовая соня и красная сибирская полевка. Горно-степные бабочки - аполлон, мнемозина, голубянка Римн - соседствуют с бореальной Arctia maculosa.

В заповеднике заботливо сохраняются древние традиционные промыслы башкирского народа - бортевое и колодное пчеловодство. В естественных и искусственных жилищах охраняется особая, аборигенная форма медоносной пчелы - "бурзянка". Есть небольшой музей-пасека истории пчеловодства.

Каждого посетителя потрясает грандиозный карстовый комплекс Каповой пещеры, общая протяженность исследованной части которой достигает 2,8 км. а объем превышает 85 тыс. куб. м. Всемирную известность пещере принесли красочные рисунки мамонтов, лошадей, носорогов, магические символы, изображенные неведомыми художниками 14 тысячелетий назад.

Площадь заповедника невелика - 225 кв. км. Однако, это не остров среди антропогенного ландшафта: горная Башкирия все еще остается краем немногочисленного населения примитивных коммуникаций, слаборазвитого сельского хозяйства.

92. Капова пещера (Пещера Шульган-Таш)

"... Там есть большая и славнейшая во всей Башкирии пещера..."
П.И. Рычков, 1760 г.

Пещера Шульган-Таш (Капова) - одна из крупнейших и известнейших пещер Урала. Множество ее галерей и более 15 залов расположены на 4 уровнях, в том числе - одном подводном. Общая протяженность исследованной части составляет 2,8 км, а длина неизвестных ходов должна быть не менее четырех километров.

Размеры и удивительные интерьеры пещеры всегда потрясали воображение видевших ее. Многие века Шульган-Таш использовали для проведения магических ритуалов, а позже, в смутные времена. тут укрывались от врагов целые села. Не случайно Капова пещера и связанные с ней карстовые озера Йылкысыккан и Ыгышма упоминаются во многих башкирских легендах и преданиях.

Научное исследование пещеры было начато еще в 1760 г. Географы, спелеологи, археологи, этнографы, зоологи, химики, искусствоведы на протяжении двух столетий искали в пещере ответы на свои вопросы. В конце прошлого века Шульган-Таш стала одной из первых в мире пещер, регулярно посещаемых экскурсантами.

Более 14 тысячелетий под кальцитовыми натеками хранила Капова пещера многочисленные красочные изображения животных и магических символов, выполненные художниками эпохи палеолита. Эти рисунки были обнаружены в 1959 г. и произвели настоящий переворот в археологии, оказавшись самыми древними наскальными изображениями на территории Восточной Европы. Другим открытием мирового значения стала находка в культурном слое пещеры небольшой чашечки из обожженной глины - самого раннего из известных керамических изделий.

Пещера Шульган-Таш еще не открыла все свои тайны. Ее исследования продолжаются.


Чертежъ нижняго этажа пещеры. Капова пещера. Ф.Симон 1895 г.

Бортевое пчеловодство

Медоносная пчела появилась на Земле намного раньше человека, в меловом периоде. Темные лесные пчелы среднерусской расы расселились на обширной территории Предуралья и Урала в послеледниковое время. Приспосабливаясь к особенностям природно-климатических и медосборных условий горно-лесной зоны современной Башкирии, дикие пчелы сформировались в особую популяцию, называемую в настоящее время башкирская бортевая пчела.

Трудно сказать, когда и как человек на Южном Урале освоил охоту за медом и примитивное бортничество. В Бирском могильнике с погребениями бахмутинцев (предков финно-угорских народов) в 1902 году найдены многочисленные предметы шестого -седьмого веков, безусловно служившие при бортевом промысле (топор, скобель, тесло, "лошкарь") и мало отличающиеся от инструментов современных башкир-бортевиков. Там же лежали головешки для отпугивания пчел и наконечники медвежьих стрел. Очевидно, что изготавливать борти бахмутинцы научились с появлением необходимых изделий из железа.

В седьмом-восьмом веках следы финно-угорских племен в Предуралье постепенно теряются. Мирная жизнь оседло прожившего здесь тысячу лет народа растворяется в потоке пришедших с юго-востока тюркоязычных кочевников. Считается, что в это время в Предуралье появились предки башкир, которые, перейдя к полукочевому и оседлому образу жизни, переняли навыки бортничества. Бортничество горно-лесных башкир восходит к племенам бахмутинской культуры, промежуточным звеном в этой цепи были их потомки, сильно перемешанные с кочевниками.

В девятнадцатом веке на смену бортничеству на большей части Башкирии пришло колодное пчеловодство. К 60-м годам прошлою столетия относятся первые попытки внедрения рамочных ульев. Рамочный улей пришел в башкирию вместе с капитализмом - только такой улей мог стать основой товарного хозяйства на промышленных пасеках. Распространялся новый способ пчеловождения очень медленно, оставаясь достижением лишь небольшою числа промышленных пасек и узкого круга пчеловодов-любителей из числа духовенства и сельской интеллигенции. Русские крестьяне улей с рамками освоили в 20-30-х годах. Большинство пчеловодов-башкир стало применять рамочные ульи после Великой Отечественной войны. Но и сегодня в Бурзянском районе можно встретить любителя-пчеловода, у которого мирно соседствуют пчелы, содержащиеся в бортях, колодах, рамочных ульях разных систем.

Начало изучению бортевой пчелы положила экспедиция 1928-1929 годов организованная и руководимая Г.А. Кожевниковым. Была очерчена территория наиболее значительного скопления диких и бортевых пчелиных семей, на части которой и был впоследствии образован пчелиный заповедник. Обстановка последующих двух десятилетий позволила вернуться к проблемам заповедования лишь в 1948 году, когда специальной экспедицией Главохоты РСФСР был подобран участок под заповедник бортевых пчел. Постановлением правительства РСФСР в 1958 году учрежден Прибельский филиал Башкирского государственного заповедника, который в 1986 году преобразован в самостоятельный заповедник "Шульган-Таш".

Со времени учреждения особой охраны ведется комплексное изучение бортевой пчелы в естественных условиях обитания, накоплен богатый материал по ее хозяйственно-полезным особенностям, предприняты попытки изучения миграций роев методом мечения. разработаны способы переноса бортевых пчел из дупел в рамочные ульи и последующего их размножения, проведены эксперименты по определению предпочтения пчелами искусственных дупел разных типов, ведутся мониторинговые работы.

Более трех десятилетий бортевое пчеловодство поддерживается в условиях заповедности в границах одной и той же территории без принципиальных изменений обслуживания 500 используемых и резервных колод и бортей. Бортевики, пользуются традиционными инструментами и приемами работы, перенятыми у отцов и дедов. Для подъема к борти применяют "керам" - плетеный древолазный ремень, которым бортевик охватывает ствол дерева и, переступая по вырубленным в стволе выемкам-ступенькам, перебрасывает ремень все выше. Ниже привязывается подставка для ног -"лянге", на которой пчеловод стоит во время работы, удерживаемый древолазным ремнем, перекинутым за спину. Для сообщения с помощником на земле используется специальная веревка. Мед транспортируется в деревянных чиляках.

С 1959 года ведутся работы по размножению пчел, переселенных из дупел в рамочные ульи. В настоящее время на двух пасеках содержится около 100 пчелиных семей в рамочных ульях, В 1990 году организована колодная пасека, которую обслуживает опытный бортевик. Пасеки заповедника предназначены для поддержания страхового фонда пчелиных семей, экспериментальных работ и репродукции материала для реализации разведенческим хозяйствам.

Первый этап - сохранение племенного ядра бурзянской бортевой пчелы и изучение её биологических особенностей заповедником пройден. Очередной задачей становится расширение этого очага, восстановление былого ареала "бурзянки", возвращение бортевого пчеловодства в повседневный обиход жителей горно-лесной зоны Башкортостана. С 1994 г. начаты работы по развитию бортевого пчеловодства в охранной зоне заповедника "Шульган-Таш", созданию заказника бортевых пчел "Алтын Солок", объединению владельцев бортей и колод в клуб по интересам, обучению школьников района и Башкортостана основам бортевого пчеловождения.

Медведи и бортничество

... 8 числа статский Советник приуготовил нам любопытное зрелище. Призвав одного Башкирца, приказал ему показать способ как они лазит в свои борти и сохраняют соты от лакомых до меду медведей: ибо Башкирцы, живучи в лесистых местах делают свои ульи на высоких соснах, и только временный имеют присмотр, то есть с весны и с осени.

Лазят они на дерево, имея из тонких ремней сплетенной шириною в три пальца и нарочито упругой канат кирям. В дереве делают небольшия зарубки киртык, так, чтобы ножные пальцы могли в оные вместится. Когда хотят лезть на дерево, тогда оное обняв кирямом скрепляют концы в петлю и положив ево через левое плечо и поясницу, упираются ногами в дерево и вешаются на канат навзничь. Потом руками взбрасывая канат к верху и лежа на оном удобно могут лезть к верху и в низ спускаться.

Для предостерегания меду от медведей нарочито смешные выдуманы способы. Над затворкою улья прикрепляют веревку на которую навешивают чурбан, талык, так, чтобы он висел по самому тому месту, где медведю к улью лезть надобно. Чурбан препятствует в предприятии медведю, досаждает ему; по чему он старается отвесть с дороги толкает в сторону. Чурбан, приведенный в движение, бьет медведя или в бок или в голову; от чего медведь разсердясь, сильнее бьет лапою в чурбан и далее ево отталкивая, сильнейший получает удар. Сие позорище продолжает он до тех пор, пока выбившись из силы, или от сильного чурбанного удара низвергается.

Другой способ состоит в том. На суке дерева, которого вершину можно довесть до отверстия улья, привязывают на веревках четыреугольную зыбку, и приводят пригнув над ею сук. К затворке улья прикрепляют оный тоненькою веревкою. Медведь лезет на дерево, непременно бывает садится на люльку, чтобы добраться до улья. Но напор и в сем случае веревочка, которою сук прикреплен с люлькою, совершить его намерение препятствует, то он прерывает оную. Сук освобожденный от притягивающей силы, сродною себе упругостью разпространяется и люльку с медведем от дерева относит. И так медведь принужден бывает на ней качаться до тех пор пока хозяин улья не придет и не убьет его: ибо взобраться на дерево расстояние, а на землю скочить от части высота и от части острые вколоченные около дерева колья воспрящяют."
И.С.Лепехин, 1768 г.

Предметы пчеловодства:

1 — борть (солок). Дер. Шульган, Бурзянский р-н БАССР; 2 — роевня (корт тубалы). Дер. Сайраново, Ишимбайский р-н БАССР; 3 — маточники ( инэ корт ситлектаре). Дер. Мурадымово, Бурзянский р-н БАССР; 4 — съемная подножка пчеловода (лакте). Дер. Гадельгареево, Бурзянский р-н БАССР; 5—скобель (hерге). Дер. Кутаново, Бурзянский р-н БАССР; 6 — пчел. попе-речный топор (багау). Дер. Кутаново, Бурзянский р-н БАССР; 7 — топор (балта). Дер Кутаново, Бурзянский р-н БАССР; 8 — стружок (юнгы). Дер. Шульган, Бурзянский р-н БАССР; 9 — блок (сыгыр). Дер. Гадельгареево, Бур-зянский р-н БАССР; 10 — кожаная веревка для лазания на деревья (кирэм). Дер. Яумбаево, Бурзянский р-н БАССР. 11 — колодочный улей (тумор умар-та). Дер. Гадельгареево, Бурзянский р-н БАССР; 12 — батман для меда (то-пан). Дер. Сайраново, Ишимбайский р-н БАССР.

97. Антониева пещера

Пещера находится высоко над водой на почти вертикальной скале угрожающе нависающей над Белой и протянувшейся в длину почти на пол километра. Сказывают будто жил в ней некогда святой отшельник Антоний. Отрешился он от благ земных, от людей уединился, грехи мирские замаливал. Выбирался из своей каменной кельи редко, разве что наведывался в церковь Вознесения при заводе, питался чем бог пошлет. Жалостливые бабы приносили еду, оставляли на горе у скалистого карниза. По этому узкому карнизу, висящему над пропастью, отшельник попадал в свою обитель.

По этому карнизу, проникал в пещеру в 1768 году известный путешественник и ученый Иван Иванович Лепехин. Позднее каменный карниз обрушился потому, что, "громом разбило". Пещера стала практически недоступной. Осталось в памяти народа, что Антоний хлеб просил у плотогонов и в пещере скрывался.

98. Канырский курган

В сотне метров от Антониевой скалы находится загадочный курган высотою около восьми метров, довольно правильной формы. Загадочен он тем, что весь состоит из чистейшего, будто просеянного на сите, гумуса -плодородной почвы, причем сколько не копай, не встретишь ни одного камешка, в то время как рядом с курганом, стоит вонзить лопату в дернину, непременно послышится скрежет железа о камень. В народе ходит предание об искусственном происхождении кургана: якобы в давние-предавние времена один жестокий бай заставил бурзянцев носить сюда землю в шапках из самого Бурзяна, чтобы возвести курган над могилой убитого сына.

Несколько лет назад учитель географии Иргизлинской школы с группой учащихся решил произвести раскоп кургана. Копать начали по ходу ручья, вытекающего из подножия холма. Плотно слежавшаяся, но без привычной примеси камней и гальки, земля легко поддавалась лопате. Вскоре наткнулись на коридор, ведущий в глубь кургана. Неужто проход к захоронению? Однако радость оказалась преждевременной. Курган никакого захоронения или клада внутри себя не таил.

99. Аллея трёх сестёр

"На левом, берегу Белой, чуть пониже Антоновой пещеры, близ села Иргизлы, есть скала, на которой деревья растут двумя рядами, как будто это садовая аллея. Рассказывают, что там скрывалась когда-то башкирская девушка-батрачка, убившая бая за то, что он обесчестил ее. Вместе с ней жили две ее сестры. Сестры выходили на скалу. когда мимо проплывали по реке плоты. Плотогоны кидали им хлеб".

100. Кутаново

Дата возникновения - 1795-1811 годы. По данным 1811 года -19 дворов, а через 43 года зарегистрировано 13 хозяйств и 118 жителей. В аул Кутаново после боев у деревни Имянюрт пришел Юлай Азналин со своим, сыном Салаватом. После разгрома под Оренбургом явился и Пугачев. Затем Пугачев переправился через Агидель на Вознесенский завод (ныне - с. Иргизлы), что в трех километрах отсюда, и сжег его. Отсюда Пугач отправился на Белорецк.

До Пугачевского восстания деревня называлась Мечетле. Была в ней большая мечеть. Когда Пугачев на Вознесенский завод пришел и объявил мобилизацию в свое войско, кутановский мулла стал вести агитацию против него, называя Пугачева бунтовщиком против закона и безбожником. За это Пугачев с левого берега Белой, с горы, которая теперь называется Пугачевской, обстрелял из пушки мечеть. Пугачевские ядра находили еще совсем недавно на холме, где мечеть стояла. После восстания в Кутанове вместо разушенной Пугачевым мечети была построена новая.

102. Иргизлы

Барон К. В. фон Сиверс построил у устья реки Иргизлы медеплавильный завод (Вознесенский завод). Завод был пущен в ход в 1756 году. В поселке было построено 150 домов, там жили служащие и рабочие завода. Из Казанского уезда были прикреплены заводу 1000 крестьян. Их пригоняли на работу поэтапно (вахтами) на 4 месяца по 333 человека.

102. Купчая, башкира Сибирской дороги, Бурзянской вол. сотника Мутая Аиткулова с товарищами владельцу Вознесенского завода бар. К. фон Сиверсу на вотчинную землю по рр. Иргизле, Белой и Менеузу.

Лета 1757 генваря в 9-ы день, Уфимскому уезду. Сибирской дороги, Бурзенской волости, команды старшин Шайлы Кулумбетева, Кутлугузи Сапаргулова поверенных от всех той волости башкирцов сотник Мутай Аиткулов, редовые Надыргул Рысаев, Сапхангул Кильдекеев, Апкишей Кинвяулов, Каиткул Ибиков, Байкала Урсагулов, будучи в Оренбурге у крепостных дел, дали сию купчую по поверности господина действительного камергера и кавалера барона Карл Ефмовича фон-Сиверса колежскому ассесору и Оренбургской пограничной таможни директору Ивану Лаврентьевичу сыну Тимишеву в том, что продали они, старшины, сотник и все башкирцы, ему, господину фон-Сиверцу, в вечное владение и бесповоротно и от вступщиков с ниже писанною очисткою, а именно: начав от устья речки Иргизлы вверх по реке Белой на 30 верст, где нарубить грань или живой рубеж положить, прямо от реки Белой лесом или степью, как по мере места даст, на 30 же верст, а вниз от устья оной же речки Иргизлы по реке Белой до устья речки Менеуза, а от устья оной до вершин, а от вершинной прямо на вершины речки Иргизлы, а с вершин оной на прежде назначенную отмеренную в 30-ти верстах от реки Белой грань или урочище, со всеми в той окружности угодьи, с реки и малыми речками и с ключами, с лесы и с сенными покосы, и чтоб в той окружности способная для ево, фон-Сиверса, не нашлось, кроме дельных в лесах бортевых деревьев, також и впредь им, башкирцам, вновь оные борти делать и по близости в ымеющих деревнях жить не воспрещать. А взяли они, башкирцы, за все вышеописанные урочища и угодья по договору с реченным ассесором и директором Тимашевым у него, Тимашева, денег 235 руб. ... И впредь им, старшинам, сотникам и всем башкирцам, до всего того дела нет и не вступаться. И вольно ему, барону фон-Сиверсу, тою землею с угодьями владеть вечно, продать и заложить и употреблять на заводские и протчие потребности, а им, кроме вышеописанного, дела нет и не вступаться. А буде не очищением их та земля вся или некоторая часть от него отойдет и сверх того приключатся какие убытки, то им, старшинам, сотникам и башкирцам, отдать, ежели вся, то все вышеописанные деньги, а буде некоторая часть, то по разчислению и с приключившимися убытками по скаскам.

Как возникло название "Иргизлы" Существует предание, дошедшее до нас с тех времен, когда на племена горно-лесных башкир совершали набеги соседи-степняки казахи и ногайцы. В отражении одного из таких набегов участвовала девушка ничем не уступавшая джигитам в храбрости и отваге.

В самый критический момент, когда ряды башкир дрогнули, на полном скаку врезалась она в гущу захватчиков, вышибая их из седла сукмаром, разя меткой стрелой из лука. Воодушевленные ее примером, джигиты прогнали прочь непрошеных гостей, охочих до чужого добра. И никто в пылу сражения не заметил, как в спину храброй девушки угодила предательски пущенная сзади стрела, поразив ее насмерть. Цепляясь за седло холодеющими руками, девушка рухнула наземь.

Верный конь, как бы призывал хозяйку встать, жалобно заржал и принялся бить копытами о землю. И вдруг на том месте, где ударял он копытами, выбился из под земли прозрачный шумный ручей и побежал по низкой луговине в сторону Агидели. Образовалась речка, Таких отважных девушек по-башкирски называют "ир-кыз", мужественная девушка. В память о ней речку назвали Ир-кыз, а когда тут появились русские, согнанные строить Вознесенский завод, название в их произношении сменилось на Иргизлы.

102. Пещера Провальная яма

У села Иргизлы есть громадная вертикальная пещера Провальная яма. Бросишь в неё камень и не слышно звука падения - так глубоко.

Рассказывают про эту пещеру так: ...Раньше по деревням ходили странники. Вот одного из них мужики поймали и говорят ему: "Если спустишься и посмотришь, что там, и нам скажешь, то жив останешься, а если нет - убьем." Этот человек согласился. Приготовили веревку и спустили его в люльке. Он пещеру осмотрел и кричит: "Теперь меня подымайте, я вам всё расскажу!" Его вытащили. Он рассказал: "В пещере ход на две стороны. В одной стороне - жилище, кухня, спальня, стол, скамейки для сидения, сделанные топором. А в другой стороне -бочки: оба дна каждой железными цепями к столбам прикованы. Это, должно быть, золото". Все-таки этого человека убили, потому что думали: если пойдет, расскажет боярам, - царь заставит разбирать скалу и вытащить все богатства...

103. Баба-Таш

Говорят, что большой прямоугольный камень, что ныне лежит у воды на левом берегу Белой, некогда обрушился на плот где были старик и мальчик. От старика не нашли ничего, а мальчик уцелел. Камень назвали Баба-Таш - дедушкин камень. Во время наводнения 1990 г. река вымыла в этом месте скелет человека.

104. Тозкан-Таш (скала желтой крови)

В трех километрах ниже устья речки Иризлы по левому берегу, между живописными распадкам, где текут ручьи, встречаются золотисто-желтые кальциты. Ими, словно крупными булыжниками, вымощена подошва склона, уходящего в реку Белую. Если верить легенде, полупрозрачные золотисто-желтые камни - застывшая кровь двенадцатиголового дива, которого после жестокой схватки убил двенадцатью стрелами некий батыр. Как известно, у всех божьих тварей кровь красная, а у дивов, дью-пари и другой нечисти она желтая. По той причине никто к тем странным камням не прикасается, украшений из них не делают, хотя и нашлись бы умельцы.

105. Максютово

Очень старинная деревня. Дата ее возникновения неизвестна. В 1795 году было 15 хозяйств, 80 человек. Более сотни лет Миксютово находилось на границе Оренбургской (в которую входили земли восточнее и южнее) и Уфимской губерний (северо-западнее). Река Белая была в то время важным транспортным путем: по данным Максютовской таможни границу губерний, например в 1905 г, пересекло 25 судов и 917 плотов, перевезено 2622000 пудов грузов на сумму 2111000 золотых рублей.

105а. Эялекуль

В давние времена примерно в трех километрах западнее аула Максютово было, говорят, озеро. Хозяин этого озера водяной в облике девушки-красавицы каждое утро купался там Напрасно пытались егеты подкрасться к ней: "красавица" оказывалась неуловимой. К вот один из егетов предложил товарищам: "Подбросим-ка водяному сапог и поглядим, что он будет делать". Сказано - сделано. Вышел водяной из озера рано утром, увидел на берегу сапог. Схватил, и не долго думая, стал натягивать на ногу. Уж так старается, так пыхтит, да вот беда: сунет в сапог одну ногу - другая босой остается; сунет другую - первая опять босая. Долго так возился, пока не додумался обе ногу в сапог сунуть. Хотел встать - не тут-то было: не может шагу ступить все падает и падает. Тогда аулчане гурьбой накинулись на водяного - поймали его. А он так взвизгнул, что люди в разные стороны шарахнулись. Говорят, с тех пор сбежал водяной с озера и вода в нем вскоре высохла. Не стало хозяина, не стало и озера.

107. Саргаялы

В стародавние времена женщина-батыр по имени Сэпэй бывала тут во главе своего войска. Ее стали называть Аби-хан-ата. В одном из жестоких сражений Сэпэй погибла. Ее похоронили возле пропасти Сергейле, что находится в устье реки Саргаялы. Сложили песню, прославляющую Аби-хан-ата. Раньше ту песню пели в деревне Максютово во времена праздников и разных сборищ.

113. Актуба

Рассказываю, что деревня основана в конце прошлого века переселенцами - татарами. Последние жители покинули ее под угрозой затопления Иштугановским водохранилищем.

114а. Гора Еркея

Примерно в километре от хутора Сурень находится гора Еркея. Был он отважным джигитом, сражался с царскими стражниками. Его схватили, когда он скрывался в горной пещере. Еркей был родом из аула Бузаулык. Он и его товарищи. возмущенные тем, что правительство обложило народ непосильными налогами, напали на сборщиков, податей, избили их. При приближении к Бузаулыку крательного отряда Еркей вместе с сородичами подался в лес. Перейдя через Идель и Ашкадар, они пришли к Большому Ику и здесь стали разбойничать. Чтобы ввести врагов в заблуждение, Еркею дали новое имя - Буранбай, под которым он как благородный разбойник воспет в песнях.

117. Муйнак-Таш

В восьми километрах, вниз по Белой от хутора Акбуты на правом берегу, находится огромная скала - Муйнак-Таш. Когда подплываешь на плоту к Муйнак-Ташу, его очертания несколько напоминают фигуру собаки. За крутым поворотом, который делает река у скалы, отчетливо вырисовываются два огромных каменных столба. Один из них очень массивный, другой гораздо ниже и тоньше, сужающийся к вершине, очень причудливой формы. На большом столбе у вершины заметна белая полоска - кайма. О Муйнак -Таш в прежние времена нередко разбивались барки.

Муйнак - кличка собаки. Рассказывают, что когда-то у одного здешнего охотника была отличная собака Муйнак. Погналась она однажды за оленем. Спасаясь олень забрался на Муйнак-Таш. собака за ним, сорвалась и полетела в Белую. Жалко стало охотнику утонувшую собаку, и назвал он столбище Муйнак-Ташем.

Охотничьи снаряжения:

1 - охотничьи лыжи (калтагай). Дер. Гадельгареево, Бурзянский р-н БАССР; 2 - дубина (сукмар), Дер. Максютово, Кугарчинский р-н БАССР; 3 —ружье (hызма мамылтык). Дер. Ахмерово, Ишимбайский р-н БАССР; 4—5 — колья на медведя (айыу hенгеларе). Дер. Миндегулово, Бурзянский р-н БАССР; 6—7 — наконечники копья (hенге остары). Дер. Гадельгареево, Бурзянский р-н БАССР; 8 — лук (йайа). Дер. Аюново, Стерлитамакский р-н БАССР.

117а. Сарыбаш-Таш - Камень Рыжая Голова

В километре от Муйнак-Таша высится, на правой стороне Агидели желтоватый камень с плоской вершиной, поросшей рыжеватым мохом - Сарыбаш-таш. Рассказывают, что еще в незапамятные времена родилась в башкирской деревне, неподалеку от этого камня, рыжеволосая девочка. Башкиры ведь исключительно редко рождаются светловолосыми, рыжими. Мулла проклял новорожденную и обвинил ее мать в грехе, а отцу повелел отвезти девочку на Сарыбаш-таш и поселить ее там навсегда. Так тот и сделал. Не посмел муллу ослушаться.

120. Сундук-Таш

На реке Агидели между Муйнак-ташем. и Азан-ташем справа находится большой камень, похожий на сундук. Когда-то был у одного бая батрак Исламгул. Он в чем-то провинился. Разгневанный бай хотел строго его наказать. Потом задумался и сказал:
- "Если залезешь на вершину Сундук-таша и заиграешь там на курае, то искупишь свою вину. А если нет, не будет тебе прощения - запорю!"

Что делать бедняку Исламгулу? Взобрался он на эту неприступную скалу и заиграл на курае. Народ прославил его за это, назвав скалу-камнь Исламгул курай тарткан таш.

124а. Голубое озеро

Если подняться на полкилометра вверх, по ручью Саказка, можно выйти к Голубому озеру. Размерами оно невелико, всего с волейбольную площадку, но загадочная его красота привлекает. Цвет воды матово-голубой. Глубина огромна - лот с двадцатиметровой веревкой не достиг дна. За озером обширная каменная осыпь, которую сторожат идолы с суровыми ликами - изъеденные ветрами и влагой известняковые останцы. Один из них особенно запоминается: похожий своим обликом на ужасного дива из народных эпических сказаний. может быть, самого Кахкаху.

132. Азан-Таш

На левой стороне Белой - Агидели есть скала Азан-таш, похожая на минарет соборной мечети. Когда-то очень давно башкиры из Юмагузинского района направлялись на праздник Ураза-Байрам в Кутаново, которое называлось тогда Масетле ауылы и славилось своей мечетью. Но по дороге они задержались и поняли, что не поспеть им в мечеть к празднику. И вот, увидев скалу, похожую на минарет, они вскарабкались на нее и стали молится аллаху. Правда ли это, кто знает.

137. Митрошкин камень

В прежние времена много было на реке искусных лоцманов-рулевых, которые плавали на барках. Особенно славился лоцман Митрошка. Хозяин Авзянскою завода Демидов не раз награждал его. Как-то расхвастался Митрошка, что любую барку вниз по реке Белой провести может. Пришел он к заводчику и сказал: - "Дайте мне барку сорокосаженную и нагрузите чугуном - я ее вниз доведу". И вот построили на Авзяно-Петровском заводе такую барку, и хозяин заключил с Митрошкой договор: - Если доведешь до места, получишь большую награду, - сказал он, - а если нет -получишь розги. С другими лоцманами пошел Митрошка на спор: доведет или не доведет груженную чугуном сорокасаженную барку до низа. Доплыл Митрошка. Пока плыла барка до последней опасной скалы Яман-шаршы (Страшный перекат), все благополучно. Видит Митрошка, что последняя скала уходит и степь вот-вот начнется, - больно обрадовался. Взял скрипку и заиграл. Все улыбаясь смотрели на него, а он вдруг руль потерял. Митрошка не смог удержать барку, она с разгона наскочила на камень и раскололась. Лоцмана и людей с барки, однако, удалось спасти. Заводские приказчики и представитель хозяина завода разъярились, подняли Митрошку на ту скалу и засекли розгами до смерти. А на скале земли не было. Засыпали Митрошкино тело камнями. Каменный холм на пятнадцать-двадцать метров над водой поднялся. С тех пор Яман-шаршы Митрошкиным камнем называют.

После революции Митрошкин камень, преграждавший путь Белой, был взорван - осталось правобережная скала, примыкавшая к страшному порогу.

Лоция реки Белой по маршруту Кага - Сыртланово
№ по карте Наименование ориентиров Берег Расстояние от устья р. Сев. Узян (км.)
1 Устье р. Кага левый 49,5
2. С. Кага (магазины, пекарня, автобус, турбаза) левый 49,5
3. Остров Кагинский - 49,5
4. Р. Ирля правый - 51
5. Остров Ирлинский - 51,3
6. Остров Климкинский - 54
7. Остров Хлебная Елань - 55
8. Верхне-Авзянский паром - 55,6
9. Урочище Ашкарка правый - 58,5
10. Остров Ашкарский - 58,5
11. Урочище Известковый Лог правый 60
12. Острова Бахтинские - 61,5
13. Устье р. Бол. Авзян правый 62,5
14. Остров Семиостровка - 62,5
15. С. Нижний Авзян правый 62,5
16. Остров Авзянский - 64,4
17. Остров Пещера - 66,4
18. Остров Артамоновский - 67,5
19. Остров Столбище - 69
20. Р. Разгильдино, ферма левый 70
21. Остров Шумиловский - 71,8
22. Остров Рыжкин - 73,6
23. Р. Гремячий Ключ правый 77
24. Остров Гремячий - 77
25. Р. Тирга правый 77,8
26. Пасека левый 78
27. Р. Кардык, Остров Кардыкский правый 79
28. Авзянская ферма правый 79
29. Остров Балаев - 79,5
30. Остров Верхне-Кривая Лука - 80
31. Остров Кривая Лука - 82
32. Остров Красный Яр - 84
33. Пасека левый 86
34. Урочище Тапаган-Тугай правый 87
35. Р. Кургашля правый 89,6
36. Остров Костимкины (5 смежных островов) - 93,6
37. Ферма правый 97,6
38. Дер. Мурадымово левый -
39. Р. Аншак правый 102,3
40. Ферма правый 102.8
41. Р. Кальтеев правый 103.5
42. Остров Верхне-Байназаровский - -
43. Дер. Байназарово (магазины, хлеб, автобус на Белорецк и Старо-Субхангулово) оба 104.5
44. Остров Байназаровский - 104,5
45. Остров Нижне-Байназаровский - 106
46. Р. Бол. Кургашля правый -
47. Дер. Набиево, остров Куяновский оба 109,6
48. Р. Яугады левый 110
49. Р. Асул, скала Буйлякбики правый 111,5
50. Дер. Ново-Мунасипово, Остров Мунасиповский правый 113
51. Дер. Старо-Мунасипово левый 115
52. Остров Старо-Мунасиповский - -
53. Р. Майдашлы правый 119,8
54. Остров Козин - 121
55. Дер. Тимирово правый 126
56. Р. Бус-Елга правый 128,5
57. Р. Турнагыр, Остров Турнагыр правый 129
58. Остров Верхне-Узянский - 133
59. Устье р. Южный Узян левый 136
60. Р. Алакуян. Остров Алакуяновский правый 141,5
61. Районный центр Старо-Субхангулово (Бурзян) (магазины, хлебопекарня, аэропорт, автобусы на Белорсцк и Сибай, больница, междугородний телефон, телеграф, E-mail) оба 143
62. Остров Субхангуловский - 143,5
63. Остров Черемуховый - 145
64. Дер. Ишдавлетово, Остров Ишдавлетовский правый 147
65. Бывшая дер. Ярмухаметово левый 155
66 Р. Мазалы левый 155,5
67. Остров Мазалы - 156
68. Перекат Атиковский - 157
69. Р. Урняк правый 160
70. Остров Сосновый - 161
71. Дер. Миндигулово правый 164
72. Остров Миндигуловский - 165
73. Устье р. Кана (Усть-Канский пещеный участок: пещеры Миндегуловские, Клизматура, Мешок и др.) левый 167,8
74. Остров Усть-Канский - 169
75. Остров Караяр - 171
76. Р. Кургас правый 173
77. Дер. Киекбаево правый 173
78. Остров Нижне-Кургас - 175
79. Остров Талпык - 176
80. Остров Нижне-Талпык - 177
81. Остров Таравал-Тамак - 178
83 Устье р. Таравал (Таравальский пещерный участок: пещеры Таравал, Таравальская, Карстового моста, Плановые, Случая и др ) левый 180
83. Скала Кабан-Таш правый 180
84. Остров Нижне-Таравальский - 180
85. Урочище Таравал левый 180
86. Урочище Тютелени левый 181
87. Урочище Атай-Сал правый 182
88. Остров Куламатовский - 185,5
89. Хутор Акбулатово, пещера "Сказка", жираф (по левому берегу территория нацпарка "Башкирия") правый 186
90. Родник Белекей-Елга правый 187,4
91. Кордон Капова, заповедник "Шульган-Таш" правый 189,7
92. Р. Шульган, пещера Капова, музейно-экскурсионный комплекс заповедника правый 190,3
93. Пещера Кулюрт-Тамак (родник) правый 191
94. Территория нацпарка "Башкирия" по обеим берегам, до с. Нижне-Биккузино) - 192,8
95. Остров Нижне-Аксаировский, пасека - 193,3
96. Остров Коровушка, перекат. Бала-Тукайский карстовый район: пещеры Грез, Челюсти, Прошлого, Гудящих стен, Змейка и др. - 197,8
97. Антониева скала и пещера, пещеры Клевая, Озерная, Оренбургская, Березка и др. левый 199
98. Р. Канырка (родник) левый 199,8
99. Канырская пойма оба 200
100. Дер. Кутаново (продукты, мед), о. Кутановский правый 203,5
101. Подвесной мост Кутаново-Иргизлы - 204,2
102. Поселок Иргизлы (магазины, дорога на с. Мраково) пещера Провальная Яма левый -
103. Старица р. Иргизла, урочище Баба-Таш (родник) левый 206
103а. Пещеры Кутановские и Плутоморусов правый -
104. Остров Бага-Тугай левый 208,4
105. Дер. Максютово (мед) территория заповедника. Шульган-Таш правый 215,5
105а. Родник Карамалы - -
106. Р. Буйляу (конец заповедника "Шульган-Таш") правый 221,4
107. пасека Саргаялы правый 222
108. Р. Бертурум правый 224
109. Р. Ерагуз левый 230
110. Бывший остров Телячий Брод - 231,5
111. Р. Кукраук левый 235,5
112. Р. Батран, Остров Батран левый 238
113. Бывшая деревня Акбута правый 240
114. Р. Мелеуз, тропа в хутор Суюшево левый 240,2
115. Р. Казмыш левый 242
116. Остров Дощечка, пещеры Нассонова, Калибр, Голубой Экран правый 243
116а. р. Зиреклы, пещеры Аркалан и Зириклинские правый 244
117. Р. Муйнак-Таш, скала Муйнак-Таш, пещеры Мисьташ правый 247
118. Р. Биткужуй правый 249,5
119. Остров Балаки - 250
120. Скала Сундук-Таш правый 250
121. Скала с рисунками левый 252
122. Остров Сакаска, тропа на карстовый район Сумган - 255
123. бывший хутор Сакаска, пасека правый 255,5
124. Р. Сакаска, тропа на карстовый район Сумган правый 256
125. Р. Кукулюй правый 257,5
126. Остров Липовый, р. Ташельган, пещерный район - 261
127. Бывший хутор Верхний Акавас левый 264,5
128. Р. Акавас, пещеры Акаваз, Надежда, Урочище и др. левый 266,2
129. Бывший хутор Кунай правый 268,2
130. Скала Синяя правый 270
131. Р. Юрмаш, пещеры Юрмаш, Морозная, Красавка, Малочная, Штабная и др. левый 271
132. Скала Азан-Таш левый 271,5
133. Р. Сукуруй левый 272,3
134. Скала Нижний Кабан-Таш правый 273
135. Скала Кзыл-Таш, Остров Кзыл-Таш правый 276
136. Р. Учкатлы правый 278
137. Митрошкин Камень правый 279
138. Бывший хутор Кузнецовский правый 282
139. Дер. Верхне-Биккузино левый 283
140. Хутор Серять правый 283,5
141. Дер. Сыртланово (конец маршрутов, автобус) Остров Сыртлановский правый 285,5
142. Хутор Прибельский левый 288
143. Остров Нижне-Биккузинский - 289
144. Дер. Нижне-Биккузино левый 290
145. Дер. Петропавловка левый 294
146. Остров Петропавловский - 294
147. Иштугановская старица правый 296

Список использованной литературы

Авдеев А.С. Сплав леса по рекам Башкирии. Уфа. 1946.

Ахмедов Р. Слово о реках, озерах и травах Уфа. 1988.

Ред. Ахунзянов Т.И. Башкирия. Фотоальбом. Москва. 1986.

Башкирское народное творчество Т.т. 1 - 7. Уфа 1986 - 1994.

Бадер О., Мажитов А., Смирнов А.П. Археологическая карта Башкирии. - М. 1976.

Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Из истории Южноуральских горных заводов XVIII - XIX веков. Уфа. 1985.

Ред. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М. Наука. 1985.

Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства. Часть 2. - П. 1772.

Лоскутов А.В., Позднякова Э.Н., Скокова Н.Н. Башкирский государственный заповедник // Заповедники РСФСР. Заповедники Европейской части СССР. Часть 2. М. 1989.

Материалы по истории Башкирском АССР. Т.4. Ч.1. Москва. 1956.

Меч С.И. Капова пещера в Южном Урале // Россия. М. 1916.

Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографический очерк. М.-Л. 1955.

Рычков П.И. Описанiе пещеры находящейся въ Оренбургской губерiи при реке Белой, которая изъ всехъ пещеръ въ Башкирiи находящихся, за славную и наибольшую почитается. Соч. С-П. 1760.

Рычков П.И. Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненая коллежским советником и императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым. Ч.1 и 2. С.-П. 1762.

Щелинский В.Е., Кузьмина И.Е., Кочегура В.В. О возрасте культурных остатков в Каповой (Шульган-Таш) пещере на Южном Урале // Геохронология четвертичного периода. Ан. СССР. Всесоюзная конференция. М, ноябрь 1985. Наука, 1985.

Якобсон Г.Г., Шмидт Р.Г. 1899. Экскурсии в южно-уральские пещеры // Ежегодник зоол. муз. Имп. Акад. наук. Т. 4. 1899. 7.

Янгузин Р. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа. 1989.

Цена договорная.

Средства, полученные от реализации брошюры, направляются на благоустройство музейно-экскурсионного комплекса заповедника "Шульган-Таш" и реставрацию природы в долине р. Белой.

Издатель: Государственный природный заповедник "Шульган-Таш"

453535, Башкортостан, Бурзянский р-н, Иргизлы.

Составитель Лоскутов Алексей Васильевич. Подписано к печати 1.06.96