Майский поход 1995 года
Реки Граничная и Шлина

ст. Фирово. Раннее утро. Пасмурно и холодно, мы веселой толпой вывалились из поезда. До реки добрались на попутном грузовике, причем искать его не хотелось, просто шли по дороге со всеми вещами и надеялись, что догонит… Догнал на полпути. Все же доехали J

Собрали лодки на правом берегу у моста.

Граничная здесь шириной не больше 10 метров. Берега заросли осокой, течение довольно сильное. Встречаются тихие деревеньки. В русле попадаются валуны. После гирлянды деревень и открытых берегов река течет через хвойные леса. Много огромных деревьев, с них падают сухие сучья размером с бивни мамонта. На первой стоянке (правый берег) приготовили ужин на них без использования топора. По берегам – заросли кустарника, похожего на иргу (хорошо бы в них попастись летом).

В одном месте на правом берегу реки – небольшой выработанный карьер. Русло реки перегорожено гатью с узким проходом, течение в котором очень быстрое. Проводка.

Вторая стоянка тоже на правом берегу. Река делает зигзаг и подмывает высокий берег. Левый берег низкий, луговой. Со стоянки открывается отличный вид на изгиб реки. Ночью выпал снег и таять не собирается. Юрка собрал мерзлые сморчки и добавил их в кашу. Утеплившись кто, чем – отправились дальше. Река шириной метров 40-50, течение быстрое, препятствий в русле нет. Дошли до стрелки и устроили перекус на левом берегу Шлины. Обе реки здесь метров по 40, неширокая луговая пойма окружена хвойным лесом.

Шлина образует множество стариц и узких проток проходить через них гораздо интереснее, чем по основному руслу, если не боятся обноса завалов. (Этим развлекались 2 экипажа: Саша Кузнецов и мы с Юркой и Таней.) В 1999 наши менее удачливые товарищи поплатились за это. После железнодорожного моста пойма постепенно расширяется, петли реки все шире, перешейки между ними местами всего 2-3 метра, протоки забиты завалами. Лес виден вдалеке, и встать совершенно негде. Перекус устраиваем перед самым устьем, когда лес подходит к берегам. Течение здесь уже слабое из-за подпора водохранилища. Удивительно, что приближение населёнки совсем не чувствуется.

Поселок Красный Май начинается неожиданно, на правом берегу широкого разлива стоит знаменитый стекольный завод (где мы потом побывали на экскурсии). Весь берег перед заводом усеян блестящими осколками стекла. На завод ведет железнодорожная ветка.

Через водохранилище решили не идти: осталось мало времени, сильный ветер, до вокзала все равно не доплыть. Антистапель удобно устроить на дамбе, правый берег, сразу за мостом. Рядом магазины и автобусная остановка. Автобусы ходят до центра Вышнего Волочка, за небольшие деньги, нам удалось договориться с водителем о подвозе прямо к вокзалу. В 2001 году такое уже не проходило: все автобусы ходили только по маршрутам (когда кругом бардак – туристам все же удобнее). Достать билеты на поезд было не просто. Все же часа в 3 ночи погрузились и утру были в Москве.

Алексей Лапин. 2003 г.