Боровск
23-25 февраля 2024 г.

Русиново

Посещение Боровска начинаем с примыкающего к нему Русиново. От Балабаново сюда можно доехать на автобусе №101, которые ходит несколько раз в час. Выходим на остановке и идём в сторону церкви по поселковой улице. Вокруг церкви накручен целый клубок интересностей. Со смотровой площадки открывается завораживающий вид на долину р. Протва. Вправо и влево просматривается по несколько километров лугов, лесов и извилистого русла.

На крутом речном склоне устроен парк с ручьями, купелями и даже водопадиком. С разных точек - разные живописные виды, которыми можно любоваться бесконечно. Оксана мечтала залезть в купель, и ей там очень понравилось.

Мы спустились до самой Протвы, которая не совсем замёрзла. Вспоминаем, как давным-давно мы проходили здесь на байдарках.

Ещё есть вольеры с красивыми породистыми голубями и говорящим вороном Яшей.

Дальше мы решили идти пешком в монастырь. Тропинки вдоль берега реки не нашлось. Карта обещала труднопреодалимый овраг с ручьём. Возможно мы бы не решились двинуться в этот путь. Но Паша, который отгонял машину к монастырю заодно и разведал тропы. Итак мы двинулись сначала через дачи, потом через кладбище. Благополучно перешли овраг, где обнаружилась купель, в которую с удовольствием окунулась Оксана. Последнее усилие - и мы дошли до монастыря.

Пафнутьевский Боровский монастырь

Монастырь красиво выглядывает из-за прибрежных ив. В нашем достопамятном байдарочном походе мы здесь останавливались и заходили внутрь. Тогда комплекс только что был передан церкви и местами встречались довольно странные артефакты. Сейчас внутри всё выглядит красиво и ухожено. Можно подняться на колокольню с экскурсией.

Наступает вечер. В монастырской лавке купили молочки. Она вместе с рюкзаками поедет в машине, а мы втроём идём пешком на нашу базу на Комлевском озере. Дорога оказалась на удивление тихая. Встреченные машины можно пересчитать по пальцам.

Комлевское озеро большое и круглое. Очень хотелось побродить по берегам. Но конечно всё занесено глубоким снегом и тропинок нет. За озером видна церковь в Комлево. Как сказала местная жительница: "Целый кремль из красного кирпича, слишком помпезно для сельской церкви."

Рядом с базой красивый сосновый бор, где тропинки как раз нашлись и по ним мы с удовольствием погуляли.

Наконец мы добрались до центра Боровска. Знаменитые уличные фрески почему-то не произвели большого впечатления. Зато мы посетили несколько интересных мест.

Дом Полежаевых

Дом давно разделён на квартиры и там до сих пор живут люди. В полуподвальном этаже нашлось место для музея купцов Полежаевых.

Музей держат потомки. Самое большое впечатление - сопричастность к тем давним временам. "На этой фотографии моя пробабушка и другие родственники. В детстве эти красивые женщины казались мне принцессами."

Дом купца Шокина

Это настоящая жемчужина боровской архитектуры, к сожалению, в довольно плохом состоянии.

Церковь всех святых = Музейно-выставочный центр

Невдалеке видна нарядная колокольня церкви всех святых. Сейчас в ней разместился музейно-выставочный центр. Здесь мы посмотрели забавную экспозицию винтажных вещей. Множество таких штучек ещё помнится в обиходе. В выставочных залах работы современных художников. Среди них много интересных и трогательных.

Идём по улице Ленина. Время от времени за домами виднеется Протва, протекающая в обширной долине.

Зашли перекусить в "Домик счастья". Здесь можно жевать слойку, попивать кофе и рассматривать всякие странные арт-артефакты.

Ленин показывает дорогу в тюремный замок.

Тюремный замок

Боровчане во все века отличались сметливостью. В 20 веке вместо тюрьмы в этих прочный стенах устроили престижное жильё: "Дом ударника". 21-й принёс новые идеи. Здесь разместилось музейное пространство. Кроме антуража старинной тюрьмы в камерах сделали фотозоны и минивыставки.

Перекусить можно в антуражном кафе: "А в тюрьме сейчас обед - макароны дают".

Покровская церковь в Высоком

Новый день - новый маршрут. За излучиной реки разместился район под названием Высокое. Здесь есть реплика старинной деревянной Покровской церкви без единого гвоздя, которую называют Боровскими Кижами. К церкви ведёт живописная аллея.

Под гульбищем обитают ласковые котики.

Как и в Русиново, здесь к церкви прилагаются красивые виды, чайная и купель.

Красиво сочетаются дерево и камень.

Протва здесь подо льдом. Местные жители и рыбаки активно переходят с берега на берег. Нам тоже надо на ту сторону и мы не стали делать крюк до моста, а прошли по ледовой переправе.

Рыбаки не просто так сидят. Вылавливают окуньков. Рыбка мелкая, но очень вкусная, особенно только из реки.

"Но раньше рыбы было гораздо больше, вооот такой!" - конечно нам это сказали.

Музей-квартира К.Э. Циолковского

Последние часы в Боровске мы провели в гостях у Циолковского. Прошли музей с аудиогидами. На первом этаже узнали об изобретениях учёного и о том, каким он был нелёгким человеком. (А гении бывают лёгкими?) На втором этаже всё про педагогическую деятельность Циолковского.

В Боровске ещё много интересного. Есть повод приехать снова.