Река Инзер
2006 г.
            Дневник.
Подборка железнодорожных фотографий.
Геокешинговый тайник "Зубы дракона".


Байдарка
Экипаж
Салют-3Маша Мологина. Вилли.
Таймень-2Наташа Мологина. Алексей Лапин. Надя Лапина (8 лет). Андрей Лапин (2 года).

15 июля. Едем

Прибыли на вокзал почти за 2 часа до отхода поезда. Такси приехало раньше времени и долетело мигом. Заплатили 500 рублей. Прямо от такси носильщик довёз все наши вещи до самого вагона за 300 рублей. (На обратном пути цены были совсем другие...) Оказывается состав стоит у платформы "с самого обеда".

Дополнение Наташи: Экстрим начался сразу. У нас 3 верхние полки и 2 нижних боковых. Пытались поменяться с попутчицами - две по виду не старых женщины не могут залезть на верхнюю полку, а на боковую не хотят. (По моим наблюдениям все тёти во всех поездах на всех нижних полках едут с операции и не могут поднимать ничего тяжелее бутылки пива, в том числе и себя.) Мы завязали верхнюю полку пенкой. Я с Андреем ехала "в норке". Среди ночи стало жарко и Андрей меня выпинал на боковушку. (Правильно мы купили билеты на всех детей.) Зато уж обратно мы ехали отлично. У нас было 6 смежных мест (купе и 2 боковушки). Байдарки кинули вниз, между полками, получился помост вровень с полками. Андрею стало просто некуда падать, а все мы на этом помосте удобно сидели.

16 июля

Наш вагон совсем новый. В конце коридора электронные табло, а в каждом купе кондиционер. Прохладно, хотя на улице - пекло. Обратные билеты у нас от Магнитогорска, потому что от Инзера не продают. Проводники сказали, что наши места будут нас ждать и их не займут. Начальнику поезда для этого сообщать ничего не надо.

Прибытие на станцию Инзер в 23:55. По местному времени, почти 2 часа ночи, но мы на местное часы так и не перевели, хотя вставали рано. Довольно тепло, но Надя замёрзла. Лагерь ставили практически наугад. Инзер произносится с ударением на "Е". ИнзЕр.

17 июля. Солнечно

Оказалось, что до берега Малого Инзера метров 300-400. [См. схему.] После завтрака перетаскиваемся туда и стапелимся. Первая половина дня очень жаркая, но когда мы выходим - солнце скрывается за тучи, а потом и за гору. Гром погремел, но дождь так и не пошёл. Из-за усталости сегодня прошли всего 4 километра. Влились из Малого Инзера в просто Инзер не заметив этого. Пришлось проводить лодки на мелководных перекатах, особенно нам - сказываются лишние 40 килограмм веса детей.

Наша стоянка на правом берегу, недалеко от дер. Новохасаново. Напротив высокий откос. Лес ольховый, сухостоя мало. Вместо подлеска - папоротник-страусник. Поляна очень ровная, это речная терраса на высоте метра полтора над рекой. Немного выше стоянки на левом берегу скала - останец с сосной на вершине. Видели двух ужей. Первый переползал тропу перед Надей. Она так громко крикнула "Змея!", что я почти подпрыгнул. Второй уплыл от нас по реке.

18 июля. Солнечно

Сегодня река более многоводна, чем вчера. В Сафаргулово снова впал ручей, стало ещё немного больше воды. Но мели с проводкой всё равно встречаются. Обычно их можно избежать, если выбрать правильную линию движения, что не всегда удаётся, поэтому мы снова скреблись днищем об камни. Маша и Вилли лихо проходят перекаты. Почти не садятся. У Вилли есть опыт походов в Германии.

Давненько не стоял на воде наш старенький "Салют", бортовой номер 22. Последний раз на Рессете. Его толстые, широкие протекторы как раз для башкирских рек. Обогнали группу на надувных лодках из Уфы и Набережных Челнов. В Маныште снова правый приток. Воды ещё чуть-чуть прибавилось. В этой деревне стоит большое кирпичное здание похожее на дом отдыха.

Немного ниже Манышты встаём на сенокосном острове у левого берега. Коренной берег представляет собой отвесные сланцевые скалы, поросшие сосновым лесом. Надя пошла ловить хариуса. Наташа - укладывать Андрея спать. Маша и Вилли сегодня дежурные, а я решил разведать окрестности острова. Вверх по течению от стоянки идёт просека. Она упирается в широкую протоку, дальше дороги нет. Вниз по течению нет даже тропы. Продираюсь через заросли. Вышел к узкой, не более полутора метров, мелкой протоке. За ней лужок, потом ещё протока или заливчик. Его дальний берег - отвесные скалы из серых изогнутых плиток. На больших площадях скальных обнажений видны изгибы и складки земной коры.

Часов в 6 солнце уходит за гору, и наконец наступает прохлада. Надя поймала руками на кашу довольно большую рыбку. Просила её приготовить на ужин, но упустила.

На нашей стоянке стоит остов для стога сена. Из травянистых растений имеются папоротник - страусово перо, душица, купена, аконит, тысячелисник белый и розовый, чемерица.


19 июля. Солнце, тучи, дождь

Вчера Вилли сильно обгорел. Поэтому мы решили разделиться: наша лодка идёт утром, как только соберёмся, Маша и Вилли пережидают жару на берегу и идут нас догонять на следующей стоянке. Но с утра небо не совсем чистое, облака временами закрывают солнце, поэтому Наташа советует Маше не тянуть с выходом.

Вскоре проходим железнодорожный мост. С него открываются отличные виды вверх и вниз по реке, а также хрошо видна узкая протока под левым берегом, по которой лучше всего идти. На острове, выше моста вроде бы видна стоянка.

Немного ниже рассматриваем новый пешеходный мост с декоративными береговыми башенками. Около него деревня Александровка и станция Тюльма. На левой башенке надпись "Юрюзань мост", видимо обозначающая строительную организацию, и ещё что-то по-башкирски. Когда мы раньше бывали в Башкирии, на пешеходные мостики из ржавых тросов и гнилых досок было страшно смотреть. Из трёх продольных досок обычно не хватало одной, а то и двух.

После Тюльмы на левом берегу, красивая горка с плоской вершиной, на которой стоит дом. Склоны поросли пихтами. У подножья проходит дорога, поэтому все стоянки заняты автомобилистами вплоть до следующего железнодорожного моста. Мы пытались высадится справа, но там нет места для палаток.

Дальше начинается большой остров. Мы пошли правой протокой и встали в конце острова перед самой ЛЭП. Здесь крутой откос, поэтому лодки оставили снизу. Наверху покос, но решили всё равно вставать, а вскоре я увидел тётеньку с граблями и чайником. Спросил у неё разрешение на ночёвку и обещал не сорить и аккуратно обращаться с сеном. Потом поговорили "за жизнь", потом Наташу и Андрея угостили чаем с молоком. Потом ещё дали бутылку молока. Это такой ритуал, что бы хорошо скосить сено и его сохранить. (Кстати, перед нашим приездом на Инзер, здесь шли дожди и было холодно, жара пришла вместе с нами.) Спасибо нашим хозяевам за гостеприимство.

Тем временем на небе тяжёлые тучи. Время от времени накрапывает дождь. Варятся макароны. В самый подходящий момент приходят Маша и Вилли. Как раз к обеду и до грозы. Быстренько всё убираем и обедаем под тентом, после чего снова выходит солнце.

В отличие от прошлых стоянок здесь есть береста и хвойные дрова. Поэтому с костром нет проблем. А одна из двух наших баночек со спичками промокла. Будем пополнять запасы в Ассах. Вечером гуляем по окрестностям. Невдалеке, немного выше стоянки, в Инзер впадает речка Куязы. Доходим до железнодорожного моста через неё. На столбе километровая табличка "107". На насыпи зрелая земляника, навалом малины. Кроме черёмухи есть ещё калина, но зелёная. За железной дорогой небольшой домик из шпал. Рядом с ним относительно удобный проход на дорогу, которая идёт параллельно железке, за ней. Дальше отвесные скалы, на которые не влезть. (Мы с Надей пытались, но ничего не вышло. Спустились с трудом.)

20 июля. Облачно. Днёвка

Наша знакомая башкирка принесла ещё козьего молока и огурцов. Платим ей, потому что неудобно принимать столько подарков. А огурцы - первые, за них положено заплатить, "для почину". Идём гулять по окрестностям. Пасёмся на обширном малиннике у брода через Куязы. В речке полно ручейников. Зато комаров и других кровососов практически нет, даже в таком сыром месте. Я сижу спокойно, и ни кто меня не ест, кроме Андрея, который норовит укусить то за руку, то за нос.

Прошли направо по дороге за железкой. Слева отвесные скалы, справа отличный малинник, а за ним виды на окрестности. Продвинулись мы, однако не далеко. Пошёл дождик. Переждав его под плащами, мы двинулись обратно. Вернулись к обеду, но не голодные от малины. Надя с небольшой помощью родителей набрала целый литр ягод. На подъёме от реки сделал несколько земляных ступенек. Лазить стало легче.

Послеобеденное настроение, вообще довольно сонное, а тут ещё временами накрапывает и вдали гремит гром. По этому поводу Маша спит. Клеить лодки тоже нельзя, поэтому я почти полностью разобрал кучу бутылок и банок, лежащую неподалёку от нашего костра. Кое что обжёг, кое что просто закидал в куст ивы. Лопаты нет, да и рыть здесь яму тяжело. Столько камней, что не удалось даже вбить в землю таганки. Поэтому каны ставим между двумя брёвнышками. Очень приятно передохнуть после заброски и трёх ходовых дней.

Маша и Вилли ходили гулять в ту же сторону, что и мы, но прошли, конечно побольше, впрочем, ошеломляющих открытий не сделали. Тем временем вышло неяркое солнышко, и я поклеил байду. Похоже, что на этой шкуре мы идём в последний раз. Питерский пластик явно не рассчитан на башкирские реки. Узкие протекторы не везде попадают на кильсон. А старому доброму "Салюту" хоть бы что...

Решаем, что надо докупить 2-3 банки тушёнки. Для экономии веса мы брали её немного с заменой на сливочное масло, но Маша говорит, что мяса всё равно хочется. Мы брали всего 8 банок, осталось 3. Завтра у нас заход в деревню Ассы. (Ударение на второй слог: АссЫ, в АссАх, из АссОв). Кроме природной минеральной воды, которой там целая Солёная Речка хочется купить много всяких вещей, хороших и разных.

Так как на старте расписание электричек не посмотрели, примечаем, когда они ходят. Одна в десятом часу утра, вторая в седьмом вечера. Это нас вполне устраивает. Такое же расписание мы скачали в интернете и рассчитываем на вечернюю электричку от антистапеля до ст. Инзер. После ужина жарили хлеб с сыром на углях и ловили мальков на остатки макарон в кане. Вечер закончился перекличкой с эхом.

21 июля. Пасмурно

Сегодня при ветреной и немного дождливой погоде снялись с нашей днёвки. Левый берег с отвесными красивыми скалами, правый с железной дорогой. На обоих берегах попадаются стоянки, занятые. А нам и не надо, нам вперёд!

Вскоре подошли к Ассам. Сначала открылся старый подвесной мост. Несмотря на гнилость, его используют, к нему ведёт набитая тропа. За подвесным мостом увидели автомобильный. На правом берегу санаторий, много разнообразных двух-трёх этажных современных корпусов. Около Ассов река делится на 2 рукава. Мы зашли в правый и тут же встали на броде у моста через Солёную речку. Посменно сходили в деревню. На берегу пасутся лошади. Совсем рядом остановка электричек "Ассы", но расписания там нет. Дальше по главной улице магазин "Кристалл", где продаются продукты и хозтовары. Дальше сельская площадь. На ней здание администрации, дом культуры, памятники воинам и народному артисту СССР Арыслану Мабаракову, ещё один магазин и, самое главное - маленький домик с минеральным колодцем. Вода концентрированная, её разбавляют в пропорции 1:4. Мы конечно попили неразбавленной, солёной, немного горьковатой. С удовольствием пофотографировались. Народ приезжает за водой на машинах с канистрами, но очереди, к счастью, нет.

Источников в Ассах много и все они имеют разные свойства. Видно не зря здесь такой большой и развесистый санаторий стоит. От колодца и из других мест по деревне текут солёные ручьи, в виде труб и арыков пересекают площадь и улицы. Набрали бутылку воды, купили подсолнечного масла, хлеба (не очень свежего), аджики, тушёнки, яблок, бананов, молока и всего, что чья душа пожелала. Ветрено. Хорошо хоть, что нет дождя. Грести теплее, чем находится на берегу. Идём правой протокой. Несмотря на близость населёнки и пастбища здесь стоит куча туристов. Видимо любители местных минеральных вод - аналогичных знаменитым Киссенгокским водам Германии.

Видели красивые скалы и пещеры на правом берегу, но они за железной дорогой, а пещера очень высоко на крутой скале, туда не залезть. Почти везде за железной дорогой крутые скалы.

Река делает большой зигзаг между хребтами. Примерно в его середине пытаемся встать, но место очень грязное. Перекусываем и идём дальше. С перекуса виден грот на левом берегу ниже по реке. Заплываем внутрь и фотографируемся. Размер и расположение очень похоже на то, что мы видели на Агидели, но форма свода другая. Можно ещё влезть на скалы, но холодно и мокро, поэтому идём дальше.

Вскоре видим деревню Бриштамак. В начале деревни подвесной мост, старый но исправный. Сама деревня на левом берегу в живописной долине между гор. Здесь несколько раз приходится вылезать в воду. Мели в широком русле проходятся с трудом. Посреди реки застрял УАЗ. Видно давно стоит. В конце деревни новый подвесной мост, ведущий прямо на железнодорожную платформу "95 километр". Башенки моста разные. Левобережная стилизована под минарет, крыша у неё из прозрачного пластика. Правобережная в виде юрты, из таких в сказках выходят всякие Шахерезады и царицы Шимаханские.

Отойдя от Бриштамака, начинаем искать стоянки, но ничего не попадается, зато попадается очередной грот. Он находится в нескольких метрах над водой в левом берегу. Внизу каменный "причал", от которого к гроту и на скалы ведёт крутая тропа. Поднимаемся по ней с Андреем не без труда. Здесь есть куда падать. Сверху почти ничего не видно, и грот - просто небольшая выемка. Зато тропа очень живописная, с поворотами и "балкончиками" над водой. Под ногами много разных грибов от мухоморов до вполне съедобных поддубовиков.

Наконец находим стоянку на левом берегу. Это почти под ЛЭП. Вокруг полно малины, но попадаются следы жизнедеятельности крупного рогатого скота. Все, кроме Нади, уже накатались, и стоянка принимается на "Ура!" Из культурной программы на сегодня только ужин. Для нашего детского похода сегодня довольно длинный переход. Во взрослом мы бы конечно прошли весь наш маршрут за пару дней, но это как-нибудь в другой раз. Костёр разводил на бересте, привезённой с предыдущей стоянки. Асский айран оказался чудесным напитком, в жару он наверно вообще божественный... Расползаемся по палаткам под аккомпанемент дождя.


22 июля. Дожди весь день

Дождь без перерыва шёл всю ночь и дальше не собирается прекращаться. Мы проснулись под его шум. Разводить костёр совершенно нет желания. Клеить лодку - нет возможности. Лежим в палатках. Голод нам, к счастью, не грозит.

По правому берегу проходит железная дорога, за ней скалы. Поэтому каждый проходящий поезд нам очень хорошо слышно. Здесь как раз путь круто поворачивает вместе с рекой. Дорогу строили в 70-х годах. Все мосты и прочие сооружения типовые, аккуратненькие. Когда я ехал на Агидель, поезд проходил этот участок ещё засветло. Красивая река мне запомнилась, это одна из причин выбора Инзера для нашего похода. Дорога немного напоминает Кругобайкальскую, на которой мы были в прошлом году, и видимо заслуживает отдельного внимания любителей. Поэтому решаю сделать отдельную подборку железнодорожных фотографий.

23 июля. По крайней мере, без дождей

После дождей вода в реке поднялась сантиметров не меньше чем на 20 и помутнела. Все перекаты залиты водой. Вместо них весёлые горки со стоячими волнами. Катаемся по стоякам и иногда получаем порцию воды через фальшборт. "Лучше день потерять, потом за час долететь" - наш сегодняшний девиз. Но ветер, как водится, встречный. Вилли восхищается стояками и сильным течением. Радостно приветствуем каждый луч солнца, пробивающийся через тучи.

Когда проходишь мимо местных скал, вспоминаются слова из школьного учебника: "Урал - складчатые горы". Здесь многочисленные складки и изгибы отлично видны. Часто видим диких птиц: серых цапель, чомг, каких то ястребов.

В Зуяково останавливаемся для похода в магазин. Большая часть деревни на левом берегу, а магазин и типовые двухэтажки на правом. Капитальный мост совмещённый - через реку и железную дорогу. Видимо, использованы пролёты старого железнодорожного моста. Пока остальные закупают продукты в магазине - вагончике, я и Андрей охраняем лодки и фотографируем мост, деревню, горы и крутые берега реки с гротами. Перекусываем горячими булочками. На днях Вилли говорил, что в воскресенье должна быть праздничная еда. Вот и вышел праздничный перекус... Надю чуть не цапнул гусёнок.

За Зуяково автомобильный мост. Санитарная стоянка неожиданно подарила нам ежевику и костянику. Дальше по самому краю правого берега идут железная и автомобильная дороги. Встаём на стоянку на левом берегу, где-то посередине между Зуяково и Габдюково. (Видели с воды дорожный указатель. Там по-русски и по башкирски написано без всяких прикрас "Зуяк" и "Габдюк".)

Остров с замечательным названием "Эникей", на который все хотели посмотреть, мы не заметили. Видимо, он полностью залит водой. Сплав пошёл несложный: заглядываешь в лоцию, там читаешь как правильно, а идти всё равно можно как хочешь. Все препятствия под водой.

На нашей стоянке берег затоплен и трава растёт прямо в воде. На полутораметровой высоте заболоченная полянка со стогом сена. Ещё выше елово-лиственный лес. Наконец у нас есть хорошие дрова. Рядом нашлись лисички для жарки. Определили место: немного выше левого притока Сухояк и ровно напротив ручья, впадающего в Инзер справа.

Не перестаём удивляться изменению характера реки. Теперь это широкий ровный поток. Попадаются стояки, сантиметров по 40. После начала паводка не было ни одной мели. Ни разу не цепляли днищем за камни и не вылезали в воду.

24 июля. Пасмурно

Ночью были небольшие дожди, однако вода в Инзере начала понемногу спадать. Сборы прерывались дождём. Постепенно погода улучшилась. Начало появляться солнце.

В Габдюково правый берег очень крутой и высокий. Вот народ наверно мучается, доставая воду из реки, а никаких водозаборов мы не видели. В нижней части деревни подвесной мост, дальше ещё и железнодорожный.

Перекусываем на правом берегу у впадения ручья. На левом берегу скалы, а железная дорога нырнула в тоннель. Водная часть маршрута подходит к концу. Нам сегодня осталось пройти совсем немного.

Дошли до начала тропы на водопад Атыш. Здесь нам надо встать обязательно, мы тоже пойдём по этой тропе. Стоянок много, но все очень сильно загажены. Чем ниже по реке, тем сильнее. На самой верхней стоит большая группа. Мы встаём на следующей. С дровами здесь нормально, есть сухостоины, хотя и ольховые.

После ужина развлекаемся перевозкой на левый берег двух магнитогорцев, которые ходили на Атыш на несколько дней, а теперь не смогли перейти вброд Инзер, вспухший от дождей. Сложность этой операции в подъёме против течения обратно к лагерю. Небольшую часть пути мы прошли на вёслах, прикрываясь от главной струи островом. Потом провели байдарку на бечеве от нижней стрелки острова до верхней. Наконец последние метров 50 сплавились от острова до нашей стоянки. Шли траверсом по быстротоку, тут главное обойти гряду у стоянки.

25 июля. Переменная облачность

Около 9 утра вышли из лагеря в сторону водопада Атыш. У меня в руках описание маршрута со схемой. Здесь набитая тропа походов выходного дня. От дождей она раскисла и превратилась в настоящую "тропу слонов". Вверх, к Атышскому перевалу тропа идёт вдоль ручья. Вода в нём известковая, голубоватого цвета. То и дело приходится преодолевать броды. Начинаем их считать:
Первый - ещё разуваемся;
Второй - прыгаем по камням;
Третий, четвёртый, пятый, шестой - снова прыгаем;
Седьмой - переходим по толстенному бревну;
Восьмой - воды стало заметно меньше;
Девятый - камни стали больше ручья, передыхаем, пьём, фотографируем;
Десятый - красивый;
Одиннадцатый - последний. После него небольшая полянка, а дальше тропа начинает крутой взлёт на перевал.

GPS я включил ещё в лагере, но сигнала у ручья стабильно нет. Вокруг плотный ольховый лес и горы. Кстати, вместо подлеска здесь папоротники. Тропа стала сухой и довольно пологой. Спускаю с плеч Андрея. Он идёт и приговаривает: "дорога хорошая, хорошая дорога". Сбиться с тропы на всём пути совершенно негде. Она здесь одна и ведёт к водопаду. Иногда пробивается солнце.

Дошли до "Зубов дракона" - огромных чёрных камней, лежащих парами по сторонам тропы. Про эти камни есть красивая башкирская легенда:

В давние времена в водопадной Атышской пещере поселился свирепый дождевой дракон. Частые сильные дожди придавали ему силы. Не давал он ходу ни баркам с товаром по Лемезе и Инзеру, ни конным через перевал. От этого настал великий голод в приинзерском крае.

Жил в селе Ассы, на Солёной речке храбрый батыр Тамак. Во всех богатырских состязаниях был он первым среди егетов. На медведя ходил с одной рогатиной. Бил пушного зверька лёгкими стрелами прямо в глаз.

Сказал Тамак: "Пойду я биться с проклятым драконом, пока совсем не обезлюдел родной край". Положил он в лодку свою тяжёлую палицу из цельного дуба, тугой роговой лук и бурдюк с асской чудотворной водой и пошёл вниз по бурному, переполненному дождевой водой Инзеру.

Не дойдя до места, откуда ведёт на Атышский перевал торная тропа, остановился Тамак в обширной долине, заросшей ольхой, что лежит на левом берегу реки. Три дня он заготавливал тяжёлые ольховые стрелы. Ведь только свежая стрела достаточно тяжела, чтобы пробить прочную драконью шкуру.

Набив колчан стрелами, сплавился Тамак под самый Атышский перевал. Тем временем, прознал дождевой дракон об идущем на него батыре. Одним прыжком перескочил он из своей пещеры на голый склон Атышского перевала, только единожды задел хвостом землю. В этом месте и поныне из раны в земле бьёт мощный ключ.

Идёт Тамак на перевал, а дракон собрал и пролил дождём все тучи - пустил ему на встречу бурный ручей. Но ловкий батыр, где с камня на камень, где вброд идёт. Приближается к дракону. Уже и стрелы начал пускать. Оттуда, где стрела пробивает шкуру чудовища - течёт его кровь - прозрачная дождевая вода. Но не снижаются силы дракона. Все тучи снабжают его новой кровью - своей водой.

И сошлись они в свирепой схватке. Дракон орудует хвостом и лапами, Тамак машет палицей. Стал дракон одолевать батыра. Наседает всё сильней. Ведь ему помогают все тучи. Кинулся дракон, чтобы перекусить Тамака пополам. Сжал зубами. Тяжко сталь батыру. И тут лопнул в зубах дракона бурдюк с Асской водой. Брызнула солёная вода во все стороны.

Дождевой дракон не смог вынести солёного дождя. Стал таять, как кусок соли в горном ручье и совсем растаял. Только остались на земле его огромные зубы. А Тамаку целебная вода придала новые силы. Расступились тучи, и пошёл он домой, громко распевая радостные башкирские песни. И настало время всеобщего достатка и счастья.

Зубы дракона поныне лежат огромными чёрными глыбами по сторонам тропы через Атышский перевал. Стрелы Тамака от крови дракона проросли и теперь Атышский перевал весь покрыт ольховым лесом. Ту долину, где Тамак заготавливал стрелы, прозвали Бриштамак, что значит Стрелы Тамака. Целебная вода и сейчас течёт в Ассах солёной речкой. Кто не верит, может пройти путём батыра и сам убедится.

Наконец появляется сигнал GPS. Записываю точку. Надо будет оформить виртуальный геокешинговый тайник. Место этого достойно. Высота над Инзером уже больше 150 метров. То, что на первых зубах фотографировали как папоротник, на вторых оказалось сплошь покрыто меленькими розовыми цветочками. Хе-Хе, вроде Иван Купала давно миновал. Мы идём уже два с половиной часа. Дети нас конечно тормозят. Немного отдыхаем у Зубов Дракона и двигаемся дальше. Перекус делаем на самом верху. Здесь вместо ольхи, увитые диким хмелем дубы.

Вниз идти гораздо веселее. Детей, только что "умиравших" на подъёме теперь не догнать. Справа крутой склон хребта к реке Лемезе, но мы идём по почти плоскому месту, иногда даже немного вверх.

13:15. Дошли до родника. От него до Лемезы всего несколько сот метров. Сначала тропа пошла круто вниз, потом стала как лестница из корней деревьев, потом очень круто и скользко, но немного, наконец, каменная "лестница", приводящая к роднику. Он удивительно красивый - мощной струёй вытекает из нагромождения камней. Вода очень вкусная, особенно после длинного перехода. Даже если не удастся перейти Лемезу и увидеть Атыш - мы не зря сходили.

Снова "Тропа слонов" по мокрому пойменному лесу. Выходим к Лемезе. Вышло солнце. На берегу 2-3 стоянки. Грязные. Попробовал все возможные броды, но река меня не пустила. Паводок и дети не оставляют шансов. Прибрежные автомобильные колеи почти сплошь залиты водой сантиметров на 20. Нам остаётся только перекусить и отправляться обратно. Вода в Лемезе гораздо холоднее инзерской. На каждом шагу из под ног выскакивают мелкие ужи.

Идём обратно. Крутой взлёт преодолели за полчаса. Пологий подъём привёл нас в дубраву. Почему-то здесь нет ни травы, ни желудей, только щебень, как на железной дороге. Внимательное рассмотрение дубравы показало, что здесь растут, большей частью клёны, но всех феноменов это всё равно не объясняет.

Вся дорога вверх проходит под знаком поисков "синего аконита" - цветка замеченного, но не сфотографированного Наташей на пути туда. Он находится почти на самом верху. А тем временем уже начало шестого вечера. Идём обратно уже 2 часа. Наша прогулка заняла практически целый день, вместо обещанных трёх часов. С верхней точки перевала открывается вид на долину Лемезы. Пытаюсь фотографировать, но ничего выдающегося не получается. Слишком много деревьев. Дальше вниз и только вниз. Наконец ручей. Сидим у десятого брода на большом камне, по которому течёт ручей. Вода очень тёплая. Здесь ручей ещё можно перешагнуть, а за камнем небольшая ванночка, в которую, при желании можно как раз уместиться. Но желания у нас нет. Достаточно того, что дети усиленно брызгаются. Перешли первый брод в 19:06. Мы почти дома! Маша и Вилли ждут нас с ужином.

26 июля. Переменная облачность

Ночью мыши погрызли пластиковую крышку миски, но на этом убытки от животных не закончились. С левого берега пришёл табун лошадей, голов в 15 и с жеребятами. Больше всего восторгалась Надя. На её крики весь народ выполз из палаток. Стали кормить копытных луком и фотографировать. В разгар всей этой неразберихи копытом по ноге получила всё та же Надя. А ещё на этой стоянке масса мошки.

Погода сегодня способствует прогулке Маши и Вилли на Атыш. Параллельно с ними собирается группа с детьми с соседней стоянки. А вчера, довольно поздно туда же пошла большая толпа молодёжи. Спрашивали нас о броде на Лемезе. Мы им советовали остаться ночевать на Инзере, но они решили идти пока идётся. Где будут ночевать - не понятно. Там где есть вода - нет места для палаток, там, где достаточно сухо и ровно для палаток - совершенно нет воды.
10:40. Группа пошла, за ней Маша с Вилли.
11:00. Небольшой дождь.
11:30. Пошла ещё одна группа. Рассказали им подробности и дали описание. Теперь туда ушли уже 4 команды, а вчера мы были одни.
13:46. Ливень.
14:30. Снова ливень, очень сильный. Что характерно, над Лемезой в обоих случаях голубое небо с лёгкими облаками, пронизанными солнцем. Ходили смотреть скалы вверх по реке. Красота. Все в лишайниках и с несколькими "балконами". На обратном пути встретили ещё одну группу, идущую на Атыш. Направили их по верной тропе.

Купался около нашей стоянки и нашёл на конце искусственной запруды камень с надписью маркером и датой 1 июля 2006. То есть месяц назад он был на поверхности, а сейчас над ним сантиметров 30 бешено несущейся воды.

Около 17 часов вернулась одна из ушедших команд. Ходили около 5 часов. Это туристы из Уфы, которым мы давали описание. Перейти Лемезу они тоже не смогли. Попали по пути под ливень, но вернулись довольные и полные решимости в следующий раз дойти до Атыша. Они рассказали, что при строительстве железной дороги местное население было очень против этого дела и ночами её снова разбирало.

Вернулась ещё одна группа. Они Лемезу перешли, были на водопаде, лазили по пещере. Маша и Вилли вернулись в полвосьмого. Они дошли! Перешли брод и видели водопад. Маша плавала в озере, оба забирались в пещеру, откуда течёт водопад, но не глубоко. Главные впечатления: дорога очень мокрая, брод очень холодный, а водопад, после стольких мучений, мог бы быть помощнее и повыше. Но они не пожалели...

27 июля. Переменная облачность, дожди

За ночь вода заметно спала. Утром горы закрыты клоками облаков, но пробивается солнце, и нет ветра. На завтрак - рис, приправленный дождём. Сборы тоже под дождём. Пожгли много мусора, оставленного предыдущими группами.

Люди!
Жгите или уносите свой мусор! Иначе Башкирия очень быстро превратится в помойку. В других местах туристы оставляют после себя стоянки чище, чем они были в начале. Совсем возмутительной была куча мусора в нишке у родника!!! Нам не хватило сил вынести её до лагеря.
В последний раз грузим байдарки и переходим на левый берег. Здесь стоит множество народу, идущего на Атыш. На маленькой надувнушке перевозят детей и рюкзаки. Кто-то идёт вброд. Кто-то просто матрасничает.

Я пошёл на разведку дороги на станцию. Минут 20 по "тропе слонов", раскисшей после дождей и я упёрся в запретную зону тоннеля. Пройдя вдоль периметра, вышел на неплохую грунтовку. Вокруг аккуратненькие домики и ни кого. Наконец нашёл людей в столовой. Мне показали направление к станции. Выхожу к высокой, короткой платформе. На неё выгружают огромные рулоны рабицы. Спрашиваю про электрички, посылают направо. Зато любуюсь на портал тоннеля с красной метростроевской "М" наверху. За поворотом вижу железный домик и низкую платформу без названия, зато с "Остановками первого вагона" в обе стороны. Ага, это оно. Ещё немного вперёд и нахожу подход к реке: просеку с грунтовой дорогой. От платформы всего метров 300.

Иду обратно береговыми тропами. Они тоже раскисли, зато нахожу среди леса белый футбольный мяч. Выхожу на берег. Уже недалеко от наших лодок. Кричу, ответа не слышу. Иду дальше и вижу идущие навстречу наши лодки. Семья воссоединяется. Ловим уплывший трофейный мячик. Доходим до правильного места. Это как раз там, где железка максимально сближается с рекой. Напротив остров, на берегу 2 поляны. С верхней идёт просека, нижняя, метров на 15 дальше. Она шире и протяжённее вдоль реки. Подход к воде очень хороший, напоминающий брод. Если бы не разведка, мы бы это место точно не нашли. По берегу много стоянок, но все они "не правильные". От них до платформы далеко и по мокрой тропе. Только вы, посмотрев мою схему, сможете безошибочно найти правильную. (GPS включить в суматохе забыл, да и не спортивно как-то на антистапель по спутнику выходить...) Собирались без приключений, если не считать небольшого дождя и бульдозера, который через нас проехал сначала туда, потом обратно. Бульдозерист и другой рабочий проходили перед этим мимо нас с бензопилой и даже напилили нам дров на костёр и к себе на чай приглашали. Только нам не до того, нас дождь утром задержал и теперь нам надо быстрее собираться.

16:00. Начали таскать на платформу вещи. Там уже собирается народ - наши знакомые туристы из Уфы, железнодорожники и ещё просто башкиры. Все они на встречную электричку до Уфы. Из тоннеля выехал технический поезд - тепловоз и три платформы со строительными лесами и бетономешалкой. С них заделывают стыки тюбингов. Вообще сейчас тоннель на реконструкции. Кроме заделки щелей меняют путевой бетон и строят два вспомогательных тоннеля небольшого диаметра для отвода воды. Это всё нам рассказали те же рабочие. Ещё сказали, что начальник участка до этого строил Северомуйский тоннель на БАМе.

Тем временем собирается гроза, с высокой насыпи отлично виден этот волнующий атмосферный процесс. Дождь пошёл вслед за уфимской электричкой. И ещё какой - сильнейший ливень за всё время похода. Мы уже забрались под тент, но нас пригласили в домик блок-поста те самые рабочие с бензопилой. Гроза пронеслась, но электрички нет. Дежурная говорит по селектору что "перегон занят", "мигает красный", "блокировка не переключается" (действительно на мнемосхеме мигают красные светодиоды). Открывается дверь в аппаратную. Заменяются 100-амперные предохранители. Наши знакомые рабочие оказались ремонтниками и принимают активное участие. Что было дальше - не знаем, пошли на платформу, что бы не мешать людям работать. Вскоре пришла электричка. Загружаться нам помогают два парня из Уфы. Они катаются по Инзеру и сегодня едут в магазин. Туда на электричке - обратно на надувнушке.

Едем в замечательной полупустой мягкой электричке. За окном проплывает весь наш маршрут. Видим, что вода значительно спала, там, где мы только качались на стояках, вылезли камни и мели.

Примерно через час выгружаемся на станции Инзер. Здесь есть магазины. Все пошли туда, а мы с Андреем дежурим в зале ожидания у рюкзаков. Андрей прыгает по скамейкам, а я фиксирую впечатления сегодняшнего дня. Вот, уже заканчиваю. Вернулись наши, с продуктами! Тут нельзя щёлкать клювом.
...
Вдоль путей тянется длинный холм - за вокзалом он травянистый и пологий. Оттуда я фотографирую панораму станции. Левее холм обрывается сланцевым обнажением. Видимо его подрезали при строительстве дороги. Идём туда за сувенирными камнями. Заодно собираем букетик гривастого ячменя, в изобилии растущего на путях. Поход кончается. Поезд прибывает в 0:19.

Подборка железнодорожных фотографий.
Геокешинговый тайник "Зубы дракона".