Майский поход задом-наперёд
Пеший поход по Дмитровскому району. 8-10 мая 2010 г.

Перед походом выяснилось, что расписания электричек, висящие на станциях и в интернете принципиально различаются. Мы сделали ставку на станционный вариант и проиграли. В результате автобус, на котором мы собирались ехать на старт из Дмитрова, ушёл без нас.

Поэтому нам осталось только сесть на ходящий ежечасно автобус, идущий в ранее намеченную точку финиша и идти весь поход задом-наперёд.

Только в час дня мы высадились у деревни Костино и пошли на северо-восток вдоль путей большого железнодорожного кольца, а потом полями зарастающими берёзками. Солнце светит не по-майски жарко. Берёзки радуют зелёными клейкими листочками. Перепрыгиваем ручеёк и сворачиваем на север к коренному лесу, над которым возвышаются вершины ёлок. Местность довольно точно соответствует нашему арбалетовскому атласу. Здесь в тени устраиваем первый привал.

Мы идём переходами по 45 минут, с 15-минутными привалами. Но сейчас у нас обед. Разжигаем костёр. Катя идёт за водой... Через полчаса решаем ей позвонить, но телефон она оставила в рюкзаке. Наконец Катя сама возвращается, даже с водой. Всё обошлось.

После овощного супа никуда идти не хочется, но надо. От места нашего привала в лес (на север) уходит просека. В принципе нам туда, но просека нам не нравится, решаем пройти по краю леса на юго-восток, поискать путь почище. Идти жарко, смотрим с надеждой на небольшой водоём, окружённый камышом, но это просто лужа, купаться в ней нельзя. Так проходим ещё километра полтора и наконец сворачиваем на северо-восток по просёлочной дороге.

При входе в лес устраиваем очередной привал. В лесу прохлада и благодать. Дорога неплохая, почти без завалов. Километра через полтора, вопреки карте, дорога выводит нас на пересечение просек. Здесь переходим ручей. Дальше идём по просеке на север. Иногда приходится обходить завалы и мокрые места. Через километр сворачиваем по просеке на восток и, пройдя полкилометра, останавливаемся на ночь на правом берегу ручья.

Времени около 19 часов. У нас на сегодня запланировано празднование Дня Рождения Андрея. По этому поводу к ужину прилагаются салат и пирог. На вино сил уже не хватает, оставляем его на завтрашний вечер. Наша стоянка на высоком берегу ручья. Поляна среди еловых посадок метрах в 100 от просеки. Ручей течёт в глубокой долине. Ширина его – в среднем метр. Течение шустрое, глубина примерно по колено. Но дети находят место типа джакузи и успевают искупаться, пока готовится ужин. Постепенно окунаются и взрослые. Хорошо освежиться после тяжёлого дня.

Это место я намечал для завтрашней ночёвки, так что идём мы строго по плану задом-наперёд. К вечеру планирую выйти к месту сегодняшней ночёвки на речке Веля.

Утром над нами пролетают самолёты, явно с парада победы. Завтракаем и выходим на восток по просеке. Часто попадаются довольно мокрые места, которые приходится обходить по лесу. На очередном перекрёстке сворачиваем на север, а ещё метров через 700 на северо-восток по старой лесной дороге. На ней суше и завалов не много. Идём быстро.

Отсюда и дальше до самого финиша у нас есть отличная карта, составленная для соревнований "Осенний Марафон – 2009". Мы в них участвовали и именно тогда присмотрели эти места для похода.

Вскоре снова выходим на просеку и продолжаем движение на восток. Устраиваем привал около большой красивой, но мокрой поляны.

Дальше просека весело бежит под гору, в долину речки Воря. Отклоняемся немного к северу вместе с колеёй. Здесь живописные заросли страусника.

Уклон всё круче, и наконец мы оказываемся в заболоченной пойме Вори. Приходится покинуть колею и искать более сухих мест. Дошли до речки, текущей по дальнему края поймы. Ширина её около полутора метров. Не найдя, где можно перепрыгнуть, строим импровизированный мост из веток и валежника. За речкой у нас обед. Все с радостью окунаются в холодную воду. Надя нашла челюсть лося и потом всю дорогу будет выколачивать из неё зубы.

Это как раз середина маршрута, по первоначальному плану здесь тоже планировался обед второго дня.

После обеда пытаемся найти колею, с которой мы сошли, идём некоторое время на север, кабаньими тропами, но ничего не находим и сворачиваем на восток по компасу и GPS. Идём вроде-бы по просеке, но кроме столбиков на ней нет ни каких удобств. За переход удалось пройти только километр. Второй километр был столь-же труден. Но на пути нам встретилась большая поляна с красивыми елями. А еще мы видели елку с ободранной корой. Содрана она была на высоте 2-2.5 метра от земли. Сначала мы думали, что это медведь, но спросив у Яндекса, предполагаем скорее лось. Всю дорогу встречаем множество следов лосей и кабанов, лосиные погрызы на мелких деревьях. К концу перехода мы вышли в поле.

Дальше наш путь на северо-северо-восток по краю поля. На этом поле нет берёзовой поросли. Трава низкая, видимо поле используется под выпас. Ветер дует в спину и приятно охлаждает. Проходим всё поле до ЛЭП минут за 20 и останавливаемся передохнуть, перед тем как углубляться в лес. С привала живописный вид на холмы, частично лесистые, частично полевые.

Примерно отсюда на карте начерчена просека, которая через 2,5 километра упирается в речку Велю. Там у нас намечена ночёвка. Ищем просеку, но находим только прикормочную площадку и охотничью вышку. Кабаньи тропы здесь особенно хороши, но приходится один за другим переходить несколько оврагов. Овраги крутые и расположены очень близко, буквально в паре метров друг от друга. Выходим снова под ЛЭП, только западнее нашего привала.

Быстро находится дорога, ведущая в северо-западном направлении. Идём по ней, даже скорее рядом с ней. Больше половины пути приходится на обходы грандиозных завалов. Примерно через километр сворачиваем на просеку и идём на север. На восток уходит прекрасная чистая просека, но нам туда не надо... Километра через полтора силы уже на исходе, а время приближается к вечеру. Тут очень удачно нам попадается ручей. Встаём на ночёвку перед ручьём, прямо рядом с просекой. Людей мы за время похода ни разу не видели, поэтому особо маскироваться не имеет смысла. Ручей течёт в глубоком овраге с крутыми берегами. Налетает сильнейший ветер. Где-то невдалеке падают деревья. Ожидаем дождя, но он так почти и не начинается. Не отказываем себе в водных процедурах, ужинаем и заваливаемся спать.

Утро снова замечательное. Сегодня наша задача – выйти к автобусной остановке в деревне Думино. Именно там мы должны были позавчера сойти с автобуса и начать активную часть нашего маршрута. Из Думино ходит всего 4 рейса в день, опаздывать никак нельзя.

Через полкилометра движения на север сворачиваем на просеку, идущую на запад. Она довольно мокрая и буреломистая. Вообще местность на маршруте труднопроходимая. Не посоветовал бы идти сюда на велосипеде или лыжах. На следующем пересечении просек устраиваем привал. Прямо из под ног вылетает рыжая птица размером с утку, на прошлогодней листве остаются 4 яйца. Надеюсь наседка к ним вернётся.

Дальше просека совсем мокрая и заросшая, зато на северо-восток уходит тропинка. Идём по ней. Тропинка вьётся, сворачивает, ныряет под упавшие стволы, но довольно быстро выводит в поля. Устраиваем привал на самой высокой точке, посреди большого поля. На горизонте в разных сторонах видны крыши деревень и дач. С высоты открываются вид на очень живописные окрестности.

Спускаемся с холма. Слева видим песчаный карьер в виде узкого спуска к ручью, прямо и глубоко внизу обнаруживается странный населённый пункт, состоящий целиком из деревянных куполов. Удивляемся и считаем его деревней Думино – конечным пунктом нашего маршрута.

Идём по карьеру к ручью и после короткого отдыха входим в деревню. Это оказывается не Думино, а соседнее Святогорово. Многочисленные купола – гостевые домики турбазы. До автобуса у нас ещё полтора часа, но мы нанимаем УАЗ-буханку и доезжаем до Думино с ветерком по ухабистой просёлочной дороге.

Наконец мы достигли нашего планового старта. Автобусная остановка находится на краю деревни. Рядом стоит вековой дуб. Под ним мы и дожидаемся автобуса. Я сходил в деревню, налил в бутылку колодезной воды. Наблюдаем за дорогами на Якоть и Вороново. Несмотря на последний день праздников на них почти нет машин. Тут надо кататься на велосипедах! К автобусу собралось довольно много дачников и компания с турбазы, но почти всем удалось разместиться на сидячих местах. Взрослая часть нашей команды пристроилась на рюкзаках в отсеке для колясок.

Итого пройдено пешком около 20 километров за 12 переходов.

Команда состояла из 4 взрослых и 4 детей 6-12 лет. Первый день дети шли не особо хорошо, а потом адаптировались и взрослые с тяжелыми рюкзаками от них отставали (кроме ведущего, он шел все-таки первым). Часть похода проходила по кабаньим тропам. Они хорошо утоптаны, но ветки растут слишком низко. Потому что кабаны ходят без рюкзаков.