Полярный Урал
2019

7 июля. Второй день в поезде

Стоянка в Котласе Южном = 50 минут. Выходим на привокзальную площадь в поисках замены для раздавленной миски. В окрестных магазинах сувениров и продуктов ничего не находим. Наконец зашли в антикварно-комиссионный магазин. В подвальном помещении много всего разного. Там нам подарили старенькую пластиковую миску, а потом рассказали, что у них не просто магазин, но и музей. Из принесённых вещей собирается коллекция советского быта. Уже есть на что посмотреть. Хозяйка с гордостью говорит, что даже у нас в Москве такого нет. Действительно очень интересная идея и приятное место. Мисочка нам очень пригодилась, а на обратном пути мы завезли в Котлас несколько маленьких сувениров с Полярного. Возвращаемся на вокзал. Проход на третью платформу через вагоны поезда, стоящего у второй.

8 июля

Над горизонтом поднимаются вершины Урала, покрытые снегом. С каждым часом они всё ближе.

Наконец подъезжаем к самым горам и выходим на станции Собь. Вперёд по ходу поезда обнаруживается просёлочная дорога, а метров через 200 по ней стоянка на берегу Соби. Если бы у нас были лодки, можно было бы пройти по дороге ещё метров 200. Там колея полого уходит в воду, отличное место стапеля.

Ставим палатки и идём осматривать окрестности. С дровами довольно плохо, наломали охапку веток. Паша предлагает вырыть подземный очаг, благо у нас есть совок. Почва каменистая, но вырыть удается и вода в итоге вскипела, однако пришлось постоянно махать пенкой в поддувало.

Зато в зарослях низкорослых берёз и ив обильно цветут оранжевые жарки. Собь быстро несёт свои воды на восток, а за рекой понимаются горы. Случайно встретили смотрителя горнолыжной базы и отлично с ним поболтали про это дело. Самый лыжный сезон на Соби в апреле-мае. И даже в июне можно немного кататься. Возвращаемся на стоянку и заваливаемся спать пораньше.

9 июля

Сегодня прощаемся с нашей замечательной стоянкой на берегу Соби. Здесь мы успели осмотреться, сфотографировали довольно много растений, которые мы попутно немножко коллекционируем. А значит, когда пойдём в горы - будем задерживаться только около чего-то выдающегося.

Нам предстоит проехать на поезде 8 километров до платформы 110 км, где расположен посёлок Полярный. На пару часов раньше по тому же маршруту пешком выходит команда туристов-школьников. Из окна поезда мы видели, как они бодро топали вдоль железки, а пришли они немного позже нас. Ребята из Сыктывкара идут в категорийный маршрут под руководством педагога допобразования Стаса. Потом мы с ними немного ходили по окрестностям посёлка.

Перед походом мы поживём в Полярном на базе "Перевал". Питьевую воду привозят в небольшой цистерне-прицепе, но можно брать прямо из ручья. Нам выдали электроплитку и электрочайник. Паша даже повесил вместо голой лампочки большой эмалированный плафон, найденный в посёлке. Заряжаем многочисленные гаджеты.

Полярный почти полностью лежит в руинах. Несколько щитовых домов полуразрушены. Производственные здания в ещё худшем состоянии. На каждом шагу полуразобранная ржавая техника.

Наш хозяин - Игорь вместе с помощниками поддерживает жизнь в турбазе и мастерских. На окраине посёлка большое заброшенное кернохранилище. По нему можно полазить, поперебирать многочисленные образцы. Всё это - огромный труд геологов и буровиков, сейчас в полном беспорядке. Очень жалко.

Потом идём от посёлка по дороге на север. Это хороший грейдер, по нему удобно идти пешком и можно ехать на чём угодно, начиная с велосипеда. По дороге встретили сыктывкарских туристят и пошли с ними смотреть бывшие позиции боевых ракет и броды через Малую Пайпудыну. Позиции не очень впечатлили, зато броды произвели на нас сильное впечатление и мы поняли, что пройти через них сейчас нельзя. А мы как раз туда собирались. Надо менять маршрут!

На обратном пути зашли посмотреть отдалённую часть посёлка, называемую "Кожим". Всё здесь очень фактурное и брутальное. Стационарных домов нет, а только балки. В них и жили и работали.

После буйства цветения разных растений на Соби в Полярном почти полное отсутствие цветов. Только заросли низкорослых берёз и ольшанник, да ещё чахлая трава. Тундра не выдерживает тесного соседства с человеком.

10 июля. Утро без дождя, что уже хорошо

Брожу по посёлку в поисках неповторимой натуры и нахожу камень с древними письменами: "Закончила 11 класс ... уезжаю из родного Полярного ... но моя душа остаётся с ним". Почитал, положил на место, но потом рассказал Стасу. У него возбудилось его краеведческое начало. Камень теперь поедет в сыктывкарский музей. Потом Стас нашёл девочку, сделавшую надпись на камне и навсегда покинувшую Полярный. Получилась целая история "как в кино".

Вторым пунктом программы - обсуждение с Игорем предстоящего маршрута и интересных геологических мест по пути. Все реки вспухли и обычный вариант геологической тропы непроходим. Так что нам предстоит пройти нетрадиционный вариант.

С улицы раздаётся шум мотора и в комнату вваливается колоритный и бородатый (тут почти все бородатые) вездеходчик Юрий Жданов. Наша неторопливая беседа теперь приправлена дорожными байками. Байки вездеходчиков сводятся в основном к двум сюжетам:

• какие опасные броды;
  • какой я крутой вездеходчик.

Например такая:

"Поехали мы на двух вездеходах сопровождать перегонку болотохода. Туда переехали реку по льду, а на обратном пути началась распутица. В болотоходе два тракториста ещё и со своим котом, им хорошо, по любой распутице им едется. А мы то и дело вездеходы из ручьёв вытаскиваем. Догнали болотоход только у реки. А она уже без льда, поднялась. Болотоход пошёл через брод, добрался до дальнего берега и там застрял Трактористы с котом на крышу выбрались. Вездеходу совсем не пройти. Пришлось объезжать по дальнему броду, страхуя друг-друга. И то чуть не смыло вездеходы. Едем на выручку, а мокрые трактористы с мокрым котом идут нам навстечу...".

После обеда мы решили снова прогуляться по окресностям. Переходим ручей по мостику и поднимаемся по горнолыжному склону. Идём по снежникам и зарослям карликовой берёзы. Впрочем, заросли не очень густые. Примерно так мы и пойдём в наш главный маршрут. Только с рюкзаками.

С вершинки открываются красивые виды на наш посёлок, долину Соби, наш гипотетический маршрут вверх по р. Малая Пайпудына. На самом верху руины, оставленные военными. Там почти ничего не осталось. Зато на горе нормальная тундровая растительность, в отличие от посёлка, где сплошная рудералка. Наконец у нас снова ботаническая экскурсия. На открытой всем ветрам вершинке и даже на снежнике сильно досаждают комары. Спускаемся в сторону Соби. Биоразнообразие растёт прямо на глазах. В районе кладбища целый "букет". Фотографируем и собираем в гербарий несколько новых для нас видов. Напоследок заходим на берег Соби. Там тоже разнообразная интересная растительность, причём не совсем такая, как была у станции Собь. Нагруженные впечатлениями, возвращаемся на базу.

11 июля

Сегодня мы запланировали геологическую прогулку, но в результате она снова получилась ботанической. Выходим на запад от посёлка по дороге, ведущей мимо кладбища и дальше тянущейся по холмам вдоль железной дороги. Планируем дойти до медного месторождения. Дорога хорошая: не слишком много перепадов высот, сухие колеи. Но через несколько километров она упирается в многоводный глубокий ручей. Переходить его мы не решились. Возвращаемся немного назад и спускаемся на железку. Перешли ручей по мосту и хотели вернуться на нашу дорогу. Но не тут-то было, болотина. Идём дальше по шпалам. Сделали ещё одну попытку подняться на холмы. Но и там нет удобной дороги. Понимаем, что не успеваем и решаем дойти до остановочного пункта 101 км и сесть на поезд до станции Полярный Урал. К поезду мы успели, но он не остановился.

Перекусываем и прикидываем наши возможности. Решаем, что остаётся идти вперёд вдоль железки до станции, а там сесть на обратный поезд до нашего 110 километра. Продолжаем считать ногами шпалы. На всём протяжении пути попадаются интересные растения. Особенно нас поразили жёлтые лапландские маки, растущие на насыпи железной дороги.

Из других интересностей - снежник, нависающий над руслом ручья и обелиск "Европа - Азия". Европа встречает нас дождём. Натягиваем плащи и бредём на станцию. В 17:08 наш поезд. В вагоне тепло и сухо. Вернулись домой. Дождь закончился, даже мелькает солнце. В Азии лучше, чем в Европе.

12 июля

Сегодня мы отправляемся в наш главный маршрут в Хрустальную долину. Выходим в 11 часов. Нормальная дорога туда не доступна из-за высокой воды в Малой Пайпудыне. Мы не можем перейти реку вброд, поэтому идём правым берегом реки. Сначала проходим снежник. После него начинаются многочисленные ручьи. Каждые 10-20 метров перешагиваем через очередной бурный поток. Идётся неплохо.

К 14 часам дошли до устья ручьёв Прямой и Медвежий. Здесь ситуация совсем другая. Мощный поток течёт между большими снежниками. Перешагнуть уже не получится. Идём вверх против течения ручья. Перекусываем на красивом снежнике.

Вскоре находим снежный мост. Вышло солнце и мы переходим по сверкающим снежным блокам и прыгаем через трещины.

Наташа: Снежный мост к счастью не совсем мост, он уже не нависает над рекой, а лежит в русле. И лежит не целиком, а отдельными кусками, между ними надо прыгать. Красиво, но у меня болит ушибленное при выпрыгивании из поезда колено и прыгать страшно. Лететь вниз не больше полутора метров, да и снег, можно легко ступеньки проковырять, а не хочется. В итоге все перепрыгнули. На последней трещине перекидывали рюкзаки со страховкой веревкой и Пашины трекинговые палки пригодились. Самый ловкий прыгатель у нас Андрей.

Дальше путь перегораживают ещё ручьи. Идём вброд. Высокие сапоги, бахилы и трекинговые палки нам в помощь. Наконец к 17 часам выбираемся на северную сторону долины ручьёв совершенно измотанные. В бахилах хлюпает, зато светит солнце и очень тепло. Не мешкая встаём вблизи небольшой рощицы в удалении от ручья, но его шум всё равно постоянно слышен. Дрова оказались мокрыми, ужин варили часа 2.

13 июля. С утра вновь прекрасная солнечная погода

Идём дальше и вскоре выходим на дорогу. По ней идётся легко, но дорога раздваивается: направо брод через реку, налево в гору. Забираемся вверх, дорога пропадает. Потом нам объяснили, что это буровой профиль. К такому "повороту" мы были не готовы. Продираемся через ерник. Нам это быстро надоедает. Спускаемся обратно к реке.

Дороги дальше нет, но можно идти по пляжам и отмелям. У нас начинается "пляжный отдых". Так мы отдыхаем ещё километров 5.

По пути смотрим на Малую Пайпудыну. В нашу очень высокую воду река доступна для спортивного сплава на каяках или катамаранах, а при низкой воде можно оперативно сменить маршрут на Большую Пайпудыну.

Ниже впадения ручья Первый река образует красивый порог. Отдыхаем на берегу, любуемся...

В районе ручья Первый решили, что хватит отдыхать, пора ставить лагерь. Выбираем место. В результате переправились через все устья Первого ручья, но не дошли до Второго. Здесь чья-то старая стоянка, возможно оленеводческая. К вечеру нанесло туч и пошёл дождь. Пришлось подавать народу ужин прямо в палатки. К ночи стихия совсем разгулялась. Сильный порывистый ветер, дождь. Палатка ходит ходуном. Хорошо, что мы её прочно закрепили. Временами дуги гнутся так, что за них страшно. Напротив стоянки на другом берегу- красивый водопад, а на нашем - снежник у реки.

14 июля. Дождя нет, ветер утих, но тучи оседлали перевалы

Сегодня середина нашего похода и всего выезда. Вода в реке поднялась сантиметров на 20. После разгула стихий утро вполне сносное. Паша твёрдо решил идти в радиалку через реку и Большой Пайпудынский хребет к бывшей урановой штольне. Отпускать его страшновато, но он опытный турист и уже подрощенный мальчик. К томуже он тащит с собой радиометр и очень хочет испытать его в деле. Паша пытается перейти Малую Пайпудыну вблизи лагеря. Бредёт в тумане как пресловутый ёжик и возвращается с полными сапогами воды. Течение сносит, перейти нельзя. Решает идти вверх по нашему берегу реки, туда где она не так многоводна, (а это всего 1-2 километра).

Сами мы хотим найти месторождение горного хрусталя на ручье Первый. Это совсем близко от нашего лагеря. Идём поросшей карликовой берёзой долиной. Потом начинается открытое место - стоянка хрусталекопателей вдоль левого берега ручья. Здесь нашлось несколько интересных растений, но хрусталя не видно. Выше ручей течёт через ущелье между мощными снежниками. Это очень красиво, но оттуда пахнет зимой. Идём выше снежника траверсом по сыпухе. Попадаются куски кварца и микроскопические кристаллы горного хрусталя.

Виды всё более впечатляют. За ущельем по левому берегу ручья открывается небольшая долина, покрытая снегом почти наполовину. Здесь наша экспедиция продолжает быть ботанической, а не геологической. Пора домой. Назад идём по снежнику между сыпухой и ручьём. Нашёл старые сломанные охотничьи лыжи. Взял с собой для костра. Местных дров я не понимаю - вроде сухие, а не горят.

Налетела мошка. Потом началась гроза. Перекусываем и отдыхаем в палатке. Паша вернулся в час ночи, очень довольный.

Наташа: Вечером борюсь с кровососами и Леша с Андреем дают мне прозвище Диана-охотница. От него произошел глагол "дианить" - необходимый ритуал перед сном.

15 июля. Назад и вниз

Теперь мы гораздо лучше понимаем местность. Поэтому идём берегом реки. Здесь много каменистых открытых участков. Идётся по ним легко. Снова проходим мимо порога, он красив в любую погоду.

Между многочисленными устьями Первого ручья буйная растительность в стиле "по пояс в аконите". Без особых приключений форсируем ручей, названия которого нет на наших картах. Появляется хорошо заметная дорога. По ней дошли до устья ручьёв Прямой и Медвежий. Они образуют настоящую дельту с множеством вполне проходимых проток.

Перекусываем. Оставляем Наташу с парой рюкзаков и идём в разведку боем. Вообще боев целых трое: Паша, Лёша и Андрей. Километра через 3 выходим на сухую твёрдую почву. Причём я умудрился оступиться на последних метрах брода. Неподалёку длинный снежник, на котором мы перекусывали по дороге вверх. Я выжимаю штаны и ботинки, а Паша, захватив бахилы, возвращается за Наташей. Тем временем она уже беспокоится, ибо не думала, что наша разведка будет столь глубока. Мы с Андреем нашли неподалёку отличную стоянку, и к приходу Паши и Наташи поставили палатку и развели костёр. Вобщем всё кончилось хорошо.

16 июля. Прощание с горами

Отличная погода продолжается. Солнце, несильный ветер. Вчера я нажёг углей и сегодня развожу костёр легко и быстро. С нашей стоянки во все стороны красивые горные пейзажи. Прощаемся с этим местом и идём в сторону дома по полноценному просёлку, который уже никуда не исчезает. Напоследок проходим ещё пару больших ручьёв. Потом дорога поднимается от реки и пересекает множество маленьких ручейков. Останавливаемся на перекус.

После перекуса мальчики идут в посёлок, а мы с Наташей, оставив рюкзаки, поднимаемся на ближайшую горушку. Находим лиственницу, вдребезги разбитую какой-то неведомой силой. Куски дерева и длинные ветки отлетели метров на 10 в разные стороны. Толстенный ствол расколот и переломлен. Ветер или молния? Поднимаемся на вершинку. С неё снова красивые виды, можно рассмотреть почти весь наш маршрут. Побродили и вернулись к рюкзакам. До посёлка нам всего 2 км по хлябям вездеходной дороги и 3 км по грейдеру.

У брода через Малую Пайпудыну встретили грустного велосипедиста. Он хочет перейти реку, но не может. Вода слишком высокая. Обидно, у него срывается весь большой велопоход. Больше ехать на велосипеде здесь некуда. Потом мы встретили ещё одного желающего перебраться на тот берег, а сами дошли до посёлка. Хозяева истопили нам баню.

17 июля

С самого утра жара. Хорошо, что метрах в 10 от нашего дома есть купальня на ручье. Она осталась от сгоревшей бани. Поминутно залезаем в воду, иначе мозг просто плавится. Наташа и Паша сегодня решили повторить попытку дойти до медного месторождения. Они в 13:45 сели на поезд в сторону Воркуты. От станции Полярный Урал пойдут в горы. На обратный поезд в 17:08 успеть не надеются. Пойдут пешком по шпалам.

Андрей решил сегодня немного отдохнуть, а я погулять по посёлку. Редко где сейчас можно увидеть такую разруху. Посёлок много раз пытались демонтировать, а землю рекультивировать. Но деньги всякий раз быстро кончались. Так что смогли разобрать только несколько щитовых домов и вывезти небольшую часть металлолома. А пока здесь можно снимать кино про постапокалипсис. Неспешно бродя по посёлку, нашёл второе кернохранилище. Оно поменьше первого и под открытым небом. Потом оценил баки от горючего, на один забрался по лестнице, в другой заглянул через открытый люк и послушал эхо.

Дальше иду по железной дороге в сторону моста через Большую Пайпудыну. На насыпи очень хорошо, можно идти без накомарника. Солнце скрылось за облаками, не жарко и приятно. Мост виден издали, а вблизи он огромный, в 3 пролёта. Река на табличке обозначена просто как "Пай-Пудын". Течение быстрое и мощное. По такой большой реке в высокую воду сплавляться уже не очень интересно. На железной дороге и у моста много интересных растений, характерных для более тёплых мест. Они любят мигрировать вдоль железки. Здесь всегда много солнца и питательных веществ, а конкуренция с другими видами низкая. Видел даже сосну (вдруг единственную в ЯНАО?)

Возвращаюсь в посёлок и лезу купаться.

Через некоторое время решил пойти встретить наших геологов. Иду снова по железке, только в другую сторону. Любуюсь на грозовые тучи над горами. Прошёл километра 3, но не встретил Наташу с Пашей, зато попал под начинающийся дождик. Ретируюсь домой, но часто останавливаюсь, чтобы сфотографировать красивый вид.

Наши геологи вернулись мокрые, довольные и с образцами медной руды. Дальше:

Наташин рассказ про поиски медной руды

Паша полон решимости дойти-таки до медного месторождения, выясняет у Игоря дорогу и карта у него есть. Мне тоже хочется найти хоть какое-то из месторождений, да и погулять не около поселка. Решаем, что до станции Полярный Урал едем на поезде, а дальше три варианта - вернуться на поезде (излишне оптимистично, ибо не успеем), мокрый вариант идти по дорогам и бродам и проверенный, но не слишком удобный - возвращаться по шпалам.

Доехали хорошо, под реплики соседей "зачем ехать, тут всего 15 км добежать...". Встретили в тамбуре биологов с сачком. На Пашин вопрос "вы кто?" получили ответ "научные работники" (мне вспомнился анекдот "да уж вижу, что не Иванов"). Оказалось энтомолог и бентосник, мило побеседовали. Проводница тихонько выясняла у меня, кто такой энтомолог.

Идем на поиски. Дорога хорошая, некоторая проблема только в том, что дорог даже больше, чем на карте. Однако довольно уверенно проходим несколько перекрестков и маленький ручеек. Несем с собой сапоги, я время от времени порываюсь их надеть, но в итоге обходимся перепрыгиванием с кочки на кочку и добираемся до горок.

Тут бы нам идти по дороге дальше и дошли бы спокойно до месторождения (обратно так и шли), но я сбила Пашу с пути, пошли сначала по ернику, реденькому, потом вдоль снежника. Искали канавы, а нашли, как водится растения. Шиповник в цвету, княжики, дриаду, нечто бурачниковое, напоминающее Нонею, в общем я была вполне довольна прогулкой. Паша же безропотно фотографировал растения, но интереса к ним вовсе не испытывал, тосковал по меди. Говорил "Наташа, стань Игорем, найди медь!"

В конце-концов вышли на дорогу и нашли канавы. Потом стало попадаться много камней с зелеными прожилками. Самое смешное, что нашла их таки я, Паша не видит этого оттенка зеленого! В утешение нам попался малюсенький камушек, на котором вместе с зеленым малахитовым цветом был синий лазуритовый, его-то он видит. Набрали камней (дайте нам таблеток от жадности!) и пошли обратно.

На поезд мы давно уже опоздали, пойти напрямую через броды не решились, так что наш путь обратно по шпалам. До шпал умудрились влезть в болотину, я успела надеть сапоги до того, как промокла насквозь, а Паша так и протаскал свои болотники с мокрыми ногами. Перекусывали на пригорке недалеко от станции. Нашла там очень красивый камень, но слишком большой и крепкий, с досады сорвала кусок растения, оказался тимьян. По традиции я привожу тимьяны отовсюду, найти его без цветов сложно, тем более если его в травостое не много. Сидели, жевали, отдыхали и лениво наблюдали, как подбирается к нам гроза. Погромыхала, но на удивление прошла стороной.

Пошли вдоль железной дороги. Я всё норовила спуститься на дорогу, уж больно по шпалам муторно идти. Паша утомился с рюкзаком, я взяла немного понести и километра полтора тащила. Как назло, нам навстречу попалась группа туристов, но не прокомментировали наше распределение тяжестей (а Паша, как выяснилось переживал!). Гроза нас все-таки догнала и промокли мы насквозь, кроссовки я только в Москве окончательно досушила. Издали был виден фонарь на 110 км, он то тух, то опять загорался, мы даже думали, не поезд ли это, но пережидать к счастью не стали. На последнем километре Паша почуял дом и прибавил скорости. Я сначала пыталась не отставать, а потом поняла тщетность. Прямо у балка споткнулась и упала с мыслью "обидно было бы получить травму прямо на последних метрах", но обошлось. А в целом хорошо погуляли, километров на 25 :)

Ночь без назойливых насекомых

Мы живём в балке в виде железной бочки под названием "ЦУБ-2М". Это культовая конструкция появилась в 1970-80-х годах. Таких балков (ЦУБиков) строили много, их можно было легко доставить в любую глушь и они очень нравились вахтовикам и геологам. Действительно это довольно уютный, просторный домик. В нашем случае с печкой и топчанами. Только дверь перекосилась и не мешает влетать внутрь комарам.

К вечеру налетели тучи комаров и их всё больше. Первым не выдержал Андрей: схватил палатку и побежал спать на улицу. Потом следом потянулась Наташа, потому что жарко, душно и жрут. А за ней и я. Мы отлично залегли в нашу прохладную герметичную палатку.

Наташа: Отлично, если не считать того, что подо мной в центре палатки был здоровенный камень, торчащий вверх зубом. Мой новый надувной коврик немного смягчил ситуацию, удалось обернуться вокруг камня и вполне комфортно спать.

Потом началась первая гроза. Палатка, поставленная Андреем кое-как начала течь. Пришлось мне вылезать наружу и натягивать оттяжки. Дно у нашей палатки хорошее, натёкшую лужу держит мёртвой хваткой. Выливаем воду через молнию. Спальник слегка подмок. Но вторую, третью и все последующие грозы мы благополучно проспали. Всё это так смешно, потому что очень жарко. А утром мы аккуратно переставили палатку на хорошее ровное место.

18 июля

Погода ветреная и прохладная. Наша экспедиция подходит к концу. Немного грустно. Сегодня просто ходим по посёлку и окрестностям, перебираем образцы в кернохранилищах, играем с эхом в пустых топливных ёмкостях. Паша хотел взять себе на память наковальню от кузнечного молота, но его вовремя остановили (но цангу от буровой установки и пару кг металлической дроби - прихватил). Зато мы собрали очередную коллекцию растений для гербария и ботанического сада. Сожгли мусор. Вечером Игорь определил камни, которые мы собрали и развлекал нас байками.

19 июля. День отъезда

Сегодня снова жара, купаемся. Прощаемся с Полярным Уралом, а впереди у нас длинная дорога на двух поездах.

На станции Елецкая спрашиваем у дамы в камуфляже и на квадроцикле не продаёт-ли она рыбу.

• "Нет, это к пятнистой женщине!"
  • "Но это Вы пятнистая женщина!.."

Может быть Пятнистая Женщина - местная богиня рыбаков?

Зато на станции Сейда в магазине можно купить мороженую оленину. Мы хотели, но побоялись не довезти...

А напоследок несколько панорам, (кликайте, откроется большой размер)