Новогодняя поездка на Средний Урал
31 декабря 2016 г. – 8 января 2017 г.

На этот раз Новый Год у нас в поезде. Все знакомые говорят, что это круто и романтично. Кое-кто из участников, правда, в этом сомневается. Садимся в вагон и сразу переводим часы на уральское время. Стемнело. Проводник помыл пол и развесил по вагону новогодние украшения. А мы вытаскиваем из рюкзаков красные колпачки, длинные уши и парики. Разыгрываем подарки и весело встречаем Новый Год даже 2 раза, по времени Урала и Москвы.

1 января. Едем, сначала в поезде, потом на маршрутке.

В перерыве на екатеринбургском вокзале смотрим роспись потолка. На этой чудесной картине вокруг плутониевого шара собрались суровые мужики: Королёв, Келдыш, Курчатов, Славский, Ванников, Берия и даже Сталин.

2 января. Нижний Тагил.

Проснулись поздно. Отправляемся на улицу, впитывать первые впечатления от города. Чего в Нижнем Тагиле совершенно нет, так это пафоса, и это мне очень нравится.

Садимся на автобус № 19 и доезжаем до горнолыжного комплекса на горе Долгая. Берём в прокате лыжи. Горнолыжка здесь вполне ничего. С удовольствием покатались 3 часа. Трассы проходят по хвойному лесу и это очень приятно. К тому же народу не много. На трассах очень удачное освещение. Чётко выделяется каждый бугорок снега, но нет тёмных «луж».

Обратно нам подвернулся автобус № 3. Едем на нём до ледяного городка на проспекте Ленина. Городок большой и яркий. Здесь тусуется масса позитивного народа. Самая интересная штука – ледяная тарелка, в которую легко залезть, но трудно выбраться.

3 января. Мороз градусов 20, и дальше будет только холоднее…

Утром снова идём гулять. Нельзя сказать, что совсем случайно, но через некоторое время мы дошли до музея нижне-тагильских изобретателей Черепановых.

В экспозиции много всего про самих Черепановых, их изобретения, про других местных изобретателей, железные дороги и технику вообще. Интересные железнодорожные макеты. Велосипед Артамонова, по легенде выкованные в Нижнем Тагиле ещё в начале 19 века. Замечательны действующие часы Кузнецова, тоже тагильской ковки. И конечно паровоз Черепановых. Очень грустно, что он так и остался не востребованным.

Дальше было сплошное де-жа-вю вчерашнего дня. Едем кататься на гору Долгую, а потом любуемся ледяным городком. Сегодня на гору за нами потянулась почти вся команда, чтобы учиться кататься на сноубордах. Макс согласился быть инструктором. Дашка неплохо научилась и в конце спускалась с самого верха и даже освоилась с бугельным подъёмником.

4 января. Музейный день.

С самого утра едем на трамвае № 3 в историко-краеведческий музей. Интересно, что современный музей разместился в том же здании, что и «музеум» дореволюционных времён. Но старых экспонатов сохранилось мало. В 1908 году «музеум» ликвидировали из-за экономического кризиса. Здесь снова видим паровоз Черепановых, куда тагильцам без него… и ещё много всего металлического.

Все тагильцы чем-то друг на друга похожи

Только манси стараются чем-нибудь выделиться.

Перебираемся в Музей Нижнетагильского Подноса, где нам рассказывают об этом культурном феномене.

После музея у нас мастер-класс. Пробуем сами расписывать подносики «Тагильскими розами».

Напоследок смотрим ещё одну экспозицию – в этнографическом музее.

Отправляюсь бродить по живописной набережной нижнетагильского пруда. Попутно посмотрел старинную заводскую технику, выставленную прямо на набережной.

Обратно иду по тихой улице Уральской. Завершаем день дегустацией местных молочных продуктов.

5 января. Суровый музейный день.

Долго едем на микроавтобусе вдоль Уральского Вагонного Завода. Бронетанковый музей находится на его территории. Во время войны на заводе спешно было организовано крупное производство танков. В эти годы удалось сделать почти невозможное. Позже производство не было свёрнуто, а только совершенствовалось. Музей состоит из очень тепло натопленных залов и, мягко говоря, прохладного ангара. Во время войны завод выпускал 25 танков в день. Сейчас музей, кажется, пропускает 25 экскурсий в день. Всё организованно по военному чётко.

В ангаре стоят примерно 2 десятка танков от 34-ки 1941-го года выпуска до довольно современного 72-го. В первый и последний можно залезть, посидеть на месте члена экипажа. По праздникам танки выезжают на парад.

Перед входом в музей расставлена мирная продукция завода – разнообразные товарные вагоны.

Но ни кто пока не догадался расписать танк или хотя бы вагон розочками.

До вечера ещё далеко и можно выбрать между мастер-классом по тагильской росписи в художественном колледже и просто прогулкой по городу. Горнолыжка сегодня не работает из-за сильного мороза. В колледж едем снова на микроавтобусе. Оказывается это совсем рядом с заводом-музеем. Я сначала иду в колледж на небольшую экскурсию по мастерским и классам. Наша хозяйка Эмоционально рассказывает и показывает интересные мастерские. С удовольствием фотографирую яркую фактуру.

Колеблюсь, идти рисовать или гулять. Но за окном впервые в этом году светит яркое солнце. Иду гулять.

Совсем рядом возвышается домна старого завода, она так и манит к себе. Буквально в 100 метров от колледжа нахожу приоткрытые ворота и уходящую за них тропинку. За воротами маячат сооружения завода. Вхожу и оказываюсь на территории.

Это неожиданный сюрприз. Буквально все Тагильцы нам говорили, что завод-музей на зиму закрыт и завален снегом по самые крыши. С детьми туда вообще не пускают, и если даже удастся договориться с охраной, то по территории бегают страшные злые собаки, с которыми договориться невозможно. Но я вижу открытую территорию, пересечённую тропами.

Первое, что мне попадается – это градирня, похожая на нижнетагильский Стоунхендж.

Дальше стоят вагоны – чугуновозы.

По лесенке спускаюсь на этаж ниже, к цехам.

Потом иду к домнам и эстакаде с паровозом.

Изредка попадаются гуляющие по заводу люди, в основном мальчишки. Завод производит сильное впечатление.

Возвращаюсь в колледж, где как раз заканчивается мастер-класс. Да и погреться совсем не лишнее. Беру с собой Наташу и Яну и веду показывать завод уже как сторожил. По пути нам встречаются заводские собаки, мы с ними весьма дружелюбно пообщались.

6 января. Висим.

Последний день активный части поездки.

Выселяемся из общаги и едем на микроавтобусе вместе с рюкзаками в посёлок Висим, где нас ждёт разнообразная программа.

Первая остановка в вольерном комплексе, в котором содержат якутских лошадок, 2 вида оленей, шерстистых кудрявых свиней, страусов и ещё катают на собаках. Мороз за 30, ветер пронизывающий, так что антураж вполне якутский. Радостно заходим в птичник и готовы обниматься с тёплыми пушистыми страусами бесконечно. Скармливаем зверикам запас моркови и хлеба и едем дальше.

Этнографический музей радует тёплой горницей и обширным интерактивом. Правда наши биологи и краеведы нашли в нём массу ошибок. Но положительных эмоций здесь через край, так что мне понравилось.

В музей Мамина-Сибиряка не успеваем. Последняя остановка на трикотажной фабрике Елена. На этом небольшом предприятии вяжут носки. Всё оборудование импортное, новое и очень красивое. Всё смотрим и покупаем продукцию на память об уральских морозах.

Наконец заезжаем в висимский общепит, скупаем там все пироги и едем в Екатеринбург. Здесь у нас ночёвка в привокзальном хостеле, а утром поезд.

Итоги.

Поездка получилась очень гармоничная. Культурный и некультурный отдых соединились в правильной пропорции.