Уфа.

Мы приехали в Уфу после байдарочного похода по реке Караидель, где проводили время примерно вот так:

После двухнедельного сплава очень хорошо посмотреть красивый интересный город...

17 августа.

Завтракаем съэкономленными Антоном макаронами и тушёнкой. Достаём из НЗ банки с кукурузой и фасолью.

Выползаем из дома. При свете дня он оказался весьма оригинальной конструкцией. Видимо, дом построен перед войной для местного начальства. Лестницы опираются на рельсы. В некоторых подъездах ещё сохранились балкончики на площадках между этажами. Парадные двери на улицу заколочены, зато со двора к подъездам пристроены экологически-чистые деревянные крылечки.

Сегодня у нас намечена прогулка по городу с заходом в музеи. Сначала идём искать археологический музей. Но по старому адресу его уже нет, а по новому: Маркса, 6 он закрыт до сентября, когда вернутся с каникул студенты. В Кемерово аналогичный музей специально для нас открыли, на этот раз не вышло.

Потом идём к памятнику Салавату Юлаеву, у которого не бывает каникул и выходных. Он стоит на холме над рекой Агидель. Очень впечатляет, как издали, так и вблизи. Поднимаемся к памятнику по железной лесенке сбоку и по дороге убеждаемся, что Салават интересно смотрится с любого ракурса. Не так уж много осталось памятников советских времён, которые до сих пор ценит и почитает местное население. Салават – один из них. Вокруг памятника много гуляющих уфимцев. Время от времени подходит свадьба.

Обедаем в кафе, идём гулять по городу и искать национальный музей. Уфа – очень разнообразный город. Тут есть и деревянные развалюхи и губернские особняки и дворцы из стекла и бетона. Многие старые здания в довольно плохом состоянии. Например половина дома в котором мы живём руинирована.

По вывескам учим несколько башкирских слов: продукты, библиотека, открыто и тому подобное.

Башкирское написание названия города состоит из круглых букв с перекладинками и в народе зовётся «три шурупа».

На многих домах висят мемориальные доски. По-моему, это здорово знать, что в соседнем доме в такие-то годы жил учёный, герой войны или актёр местного театра.


Перевод

Наконец доходим до национального музея. По старому это краеведческий. Музей большой, но у нас осталось на него мало времени.

Начинается экспозиция аквариумами с местными рыбами. Вздыхаем, что со многими видами рыбаки нас так и не познакомили. Дальше идём в пещерный зал. В нём смоделированы в гипсе и пластике типичные виды пещер. Есть натёчные образования, родник, наскальные рисунки. Хорошо поставлен свет, не хватает только мокрой глины под ногами. Молодцы музейщики, эффект присутствия создан потрясающе.

Историческая и этнографическая часть экспозиции организованы тоже очень хорошо. Поставлено несколько диорам с манекенами в натуральную величину. Отдельные залы посвящены Пугачёвщине и войне 1812 года. Есть зал бортничества и башкирского мёда. Советская история представлена попроще, надеюсь, что со временем это направление тоже разовьётся. А ещё там не хватает зала туризма в Башкирии. Я бы для такого зала не пожалел даже своей заслуженной байдарки, на которой прошёл несколько маршрутов по разным башкирским рекам.

Музей закрывается, мы выходим вместе со смотрителями. Портим аппетит в кафе и идём домой ужинать. Сегодня вечером уезжают домой Слава и Кирилл, а у остальных впереди ещё один день в Уфе.

18 августа.

Сегодня главный наш объект – ботанический сад. Он расположен на окраине города. Путём расспросов местного населения удаётся найти автобус, идущий из центра к саду. Ехать минут 40. Сначала за окном мелькают уже знакомые улицы. Потом начинаются новые районы. Здесь очень много недостроя. Едем вдоль трамвайных путей. В центре города трамвай не ходит, а у вокзала и по окраинам – пожалуйста. Уфа очень разбросанный город. Отдалённые районы построены «за лесами и реками».

Ботанический сад в Уфе не большой, но в нём хорошая теплица. Мы с удовольствием слушаем экскурсию, потом ещё бродим по теплице самостоятельно.

А экскурсовода по территории сада сегодня нет. Мы купили билеты для посещения территории, но почти ничего не посмотрели. Везде висят запрещающие таблички. Самостоятельно можно пройти только по главной аллее до теплицы и посмотреть коллекцию миниатюрных хвойных и теневой сад.

Недалеко от сада расположен музей башкирского леса. Пошли по стрелке через лесопарк, но где-то по дороге сбились и пришли не в музей, а в зверинец. Здесь можно совершенно бесплатно посмотреть на диких и домашних животных. Как обычно после таёжных походов очень радует, что с медведем мы встретились не на маршруте, а в зверинце. Медведи обычно тоже что-то такое чуют и очень досадуют, что между ними и вкусными, питательными туристами случайно оказалась решётка.

На этом культурная программа практически закончена. Спрашиваем у медведей дорогу к автобусной остановке. Садимся в автобус и едем в центр. Антон жаждет национальной кухни, нам посоветовали некое кафе, на котором действительно крупно написано, что кухня у них башкирская. Заходим. Моему удивлению нет предела, внутри сетевое межрегиональное кафе. Интерьер один в один, как в Москве. В меню всё-таки находим 2 супа и выпечку с непонятными и непроизносимыми с непривычки названиями, а в целом вполне в духе глобализации.

На просторах Башкирии часто на глаза попадается вот такой символ:

Это курай, стилизованное изображение соцветия зонтичного растения. Он символизирует единство башкирского народа, нарисован на флаге республики и активно используется как в официальных, так и в неофициальных случаях. Крупных, заметных зонтичных на Южном Урале растёт много. Это дягель, борщевик сибирский и другие. А вот жгучего борщевика Сосновского здесь к счастью пока нет. Кураи можно использовать в пищу, дягель – лекарственное растение. Из их стеблей делаются традиционные башкирские флейты, которые тоже называют кураями.

Плотно пообедав, решили продолжить поиски национального в магазинах. Сначала нам на пути попался небольшой магазинчик экологичной одежды. Все дамы в него радостно завалили. Минут через 15 нам с Антоном надоело ждать непонятно чего. Пришлось мне идти внутрь, чтобы выгнать народ на маршрут. В результате отделалась малой кровью: мне купили рубашку и попутно выяснили, что продавщица тоже туристка-водница.

Наконец идём дальше. Самое яркое национальное блюдо, которое нам попалось в магазинах – конская домашняя колбаса «Казы». Стоит не очень дорого, вкусная и оригинальная, хорошо храниться, действительно состоит из мяса (и гораздо свежее, чем в Москве). Мы конечно купили для еды в поезде, думали порадовать Антона, но он не оценил, есть не стал, очень наверно лошадок жалел… Зато жена и дети ели и ругали, что не купил 3-4 батона домой.

Наступил вечер, нам пора домой. Вышли на улицу Маркса и подождали немного автобус. Не дождались, пошли пешком прямо на вокзал. Мы налегке и 2-3 километра для нас совсем не много. Вокзал в Уфе шикарный и удобный. Везде эскалаторы и кондиционеры. Но старое здание тоже действует, например, в нём осталась камера хранения. Несём байдарки, цепляясь вёслами за потолок низкого тоннеля, потом остаётся подняться на платформу по лестнице, ещё подняться, но уже по эскалатору в новое здание, слегка пройтись и спуститься по другому эскалатору прямо к поезду.