Караидель. Август 2012 года.
Детский байдарочный поход.

Нашей реке повезло, у неё целых три названия. По-башкирски она называется Караидель, что значит «чёрная река». На карте она подписана, как р. Уфа. Местные жители обычно называют её Уфимкой. Мы прошли маршрут по участку реки, протекающему через уфимское плато по территории Свердловской области и Башкортостана от села Усть-Маш до райцентра Караидель (140 км, 8 ходовых дней).

7 августа.

Сегодня на рассвете нас разбудили кабаны, с плеском и хрюком переходившие реку неподалёку от лагеря. Их было несколько десятков пятачков – очень большое стадо.

А вчера у нас была заброска от станции Красноуфимск и стапель. Вообще поход начался с потерь и находок. В поезде проводница потеряла корешок одного из наших билетов. Искали его по всему вагону, ворочали рюкзаки, а нашли у самой проводницы, приклеившимся к другому корешку. Потом Иосиф потерял свой паспорт. Опять искали по всему вагону, опять перетряхивали вещи, нашли у Антона, который его хозяйственно прибрал к своим документам.

Зато машины для заброски нашей команды на реку нашлись легко и быстро. У вокзала ждала пассажиров маршрутка. Позвонили её хозяйке и заказали вторую машину. Через полчаса уже с ветерком катили на двух Газелях в Усть-Маш.

Пляж в Усть-Маше удобен для стапеля, но не удобен для ночёвки. По нему всё время ходят то купальщики, то рыбаки. Поэтому мы отстапелились и спустились километр-полтора вниз по реке, где и встали на большом острове.

Вода в этом году очень низкая. На острове обнажились галечные пляжи. Воды в левой протоке совсем мало, ходим через неё вброд за дровами.

Всё бы хорошо, но и тут без потерь не обошлось. Дуги от надиной палатки куда-то запропастились. Решили, что забыли их на стапеле. Делать нечего – надо возвращаться. Дошёл до верхней стрелки острова и перешёл вброд на правый берег. Взобрался на склон. Там хороший луг с невысокой травой, весь истоптанный кабанами. Иду напрямик через луг в сторону деревни, снова спускаюсь к реке немного ниже нужного места. Здесь глубже, сначала иду вброд, потом переплываю на левый берег. Выбрался на прибрежную тропу и дошёл по ней до пляжа. Рыбаки интересуются, откуда я взялся. Они наш пакет с дугами не видели, но я быстро нахожу его в траве.

Обратно иду левым берегом. Тропа плохая, но зато доходит почти до острова. Перехожу протоку вброд прямо к стрелке. Небольшое приключение особенно приятно, когда заканчивается к ужину.

Утром начался наш первый настоящий ходовой день. Он обошёлся без приключений. Река шириной метров 50, изгибается змейкой между высоких берегов, заросших пихтовым лесом. На поворотах и особенно у островов, на реке приятные быстринки с глубинами, достаточными для прохода байдарки.

В начале дня часто попадались галечные пляжи, но потом берега стали неудобными для стоянки. Перекус был на крутом правом берегу. Карабкались на склон по крупным камням. Где-то был слышен шум быстротекущей воды. но мы не дотянули до устья ручья метров 100.

Встали в половине шестого на первом же попавшемся галечнике правого берега. Тем более что намеченное расстояние мы прошли. В день у нас выходило в среднем по 15 километров, что занимало часа 4 ходового времени. Днём мы обычно останавливались на перекус и пару раз на купание.

8 августа.

Сегодня я дежурю. Проснулся на рассвете. На реке лежит туман. Вышло солнце, мы позавтракали и тоже выходим.

Огибаем последний крутой поворот вчерашней змейки. Дальше река течёт прямо, галечников почти не видно. Место для перекуса нашли с большим трудом. Прошли деревню Сергая. В местном магазине купили свежий хлеб и мороженое, а также всякие забытые дома вещи: расчёски, зубные щётки и даже калоши для Кирилла. На одной их остановок Наташа нашла в реке колонии мшанок – простейших животных родственных кораллам.

Вода в реке очень прозрачная. Невозможно оторваться от созерцания пробегающего под килем дна, то каменистого, то заросшего водорослями.

Сегодня идём дольше, чем вчера и наконец находим отличную стоянку на левом берегу у урочища Лесное. В середине 20 века здесь был лесопункт, а теперь осталась только большая поляна на берегу. Встаём в самом начале поляны. Напротив на реке большой остров.

9 августа. Днёвка.

Мы стоим на замечательной сухой поляне, протянувшейся вдоль реки на целый километр. Она полого поднимается от реки к живописным лесным опушкам. До 1950-х годов здесь был посёлок лесопункта. От него теперь ничего не осталось кроме нескольких могил.

Наша стоянка в верхнем по течению реки конце поляны, но на поляне есть и другие хорошие стоянки. Напротив большой остров, а на нижнем конце поляны есть карстовый источник.

Как только я объявил о днёвке – дети начали мастерить себе костюмы для Дня Нептуна. Аня методично мажет Сашу углём – гримирует под чёрта. Его родители отвлеклись, а я с удовольствием фотографирую этот замечательный процесс. Я нарядился Нептуном и взял весло вместо трезубца. Веслом очень удобно брызгаться! Мы повеселились от души. Потом Надя и Иосиф устроили для детей игру в пещеру русалок. К обеду сварили компот, а после народ играл в карты. Слава запускал воздушного змея. Рыбаки и ботаники всласть побродили по окрестностям. Жара, весь день не вылезаем из воды.

Сегодня с ужина заступают на своё первое дежурство наши пионЭры: Надя и Иосиф.

10 августа.

Жарища на днёвке немного утомила. Поэтому утром радостно собираем вещи. Оказалось, что оба баллона моей «Щуки» сдулись. Подклеиваю крепление сосков, но получается не очень хорошо. Под нормальным давлением начинают снова травить. Приходится ловить тонкую грань допустимого. Баллоны отслужили 4 больших похода и их пора менять. Стартуем и идём мимо острова правой протокой, она значительно полноводнее левой. В ней приятные длинные и чистые быстротоки.

Останавливаемся на нижнем конце поляны. Там на левом берегу смотрим интересный карстовый источник. Из-под склона горы на дне небольшого пруда выбиваются мощные струи воды. Пруд держит плотина из камней и брёвен. Прямо в пруду живут бобры. Вчера в сумерках мы приходили сюда пешком на разведку, а в это время наглые звери сидели на берегу и что-то грызли, несмотря на присутствие людей. Сегодня бобров не видно, но при солнечном свете хорошо заметен родник на дне. Некоторые, особенно отчаянные, ныряют в ледяную воду и мгновенно выскакивают обратно.

Отчаливаем, но вскоре останавливаемся искупаться на узкой нижней стрелке следующего острова. Дальше на правом берегу заметная старица. От неё кончается Свердловская область и начинается Башкирия. Прямо на границе нас встречает стадо башкирских коров. По правому берегу начинается сплошное пастбище. Скота в Башкирии заметно больше, чем на Свердловщине. Погода за границей тоже резко меняется: небо затягивают тучи, а на следующее утро дело доходит до грозы. Только через несколько дней мы снова увидим солнце.

Устраиваем перекус на правом берегу. Место покатое, не очень удобное, но для перекуса сойдёт. Для костра есть ветвистая сухостоина. Видели маленького ужика. А вообще нам каждый день попадаются животные: кабаны, змеи, бобры, утки, орлы... Этот поход на звериков очень урожайный.

Сегодня мы планируем дойти только до устья реки Ай, где описания обещают хорошую рыбалку. Вскоре по правому берегу начинается крутой высокий склон с пихтами и соснами, а по левому большое пастбище. К нашей радости на Айской стрелке правый берег образует большой галечный пляж. Встаём прямо на нём. Течение у стоянки сильное. Глубина не большая, можно перейти вброд. Ай – большая река, примерно в треть Караидели. В устье Ая перекат по всей ширине и небольшой галечный островок. Но воды достаточно для прохода байдарки. Потом мы встретили туристов на надувных лодках, которые прошли р. Ай. Они говорили, что воды было достаточно, но было трудно найти стоянки.

Рыбаки сразу отправляются на промысел. Слава запускает змея на сильном ровном ветре, дующем с запада. Антон со спиннингом поймал трёх рыбок размером с ладонь, зато Надя наловила на удочку много мелочи, пригодной для жарки. Ещё несколько краснопёрок нам отдал проходивший мимо рыбак. Наташа всё это долго потрошила в специально устроенной протоке, но потом ей это надоело, и самую мелочь мы пожарили целиком и с удовольствием съели.

Мы прошли около трети маршрута.

11 августа.

Просыпаемся от дождя, стучащего по палатке, потом прошла гроза, но к завтраку дождь кончился. Весь день было пасмурно. Иногда накрапывал небольшой дождик.

Характер реки изменился: ширина увеличилась метров до 70, плёсы иногда сменяются перекатами с косыми галечными косами. Приходится внимательно следить за направлением главной струи, иначе оказываешься на мели.

Остановились в деревне Усть-Аяз. Купили в магазине фрукты-овощи, колбасу для жарки, мороженое и всякие вкусности. Сырки оказались несвежими. Обращайте внимание на сроки годности! За деревней новый подвесной автомобильный мост. На нём крупно написано, что он построен к 67-летию победы. Рядом высажена рощица хвойных деревьев, видимо для будущего парка победы. Каждый саженец огорожен забором от скота, но многие всё равно уже засохли.

После моста идём ближе к правому берегу, а надо было слева. Становится так мелко, что приходится вылезать из лодок и проводить их против течения. Благо, оно здесь совсем слабое.

Сегодня получился длинный ходовой день. Катя даже сказала, что мы решили пройти всю реку за один вечер. А это просто не попадалось стоянок.

Сегодня проходим 10-километровую излучину реки с перешейком всего в несколько сот метров. Старый отчёт обещает на излучине самые красивые пейзажи на Караидели. Но мы особой разницы не заметили. Хотя надо сказать, что вся река очень живописная.

Встаём у острова в средней части излучины. Здесь несколько стоянок, но туристов на них тоже очень много. Нам досталось место на галечнике правого берега в конце острова.

12 августа.

Пасмурно. Горы скрыты облаками, но тепло и без дождя. Постепенно погода улучшается. Иногда даже проглядывают лучи солнца. Течение снова становится быстрым. Обогнали дрейфующий по течению туристический плот, построенный на автомобильных камерах. На нём стоит палатка. Люди путешествуют с самоваром на борту, книжками и спиннингами в руках. Пока мы перекусывали на правом берегу, плот нас снова обогнал. Мы думали, что таких раритетов уже давно не бывает.

Берега Уфимки здесь (и во многих местах ниже по течению) захламлены брёвнами, потерянными во время молевого сплава. Этим летом они оказались на берегу. Видимо они подсохнут и в следующее половодье поплывут по течению в Павловское водохранилище, где снова затонут на радость отдыхающим.

У деревни Озерки встретили команду Уфимцев на пяти 4-местных «Щуках». У них антистапель. Будут выезжать на заказном автобусе. Я взял у их телефоны уфимских автобусных фирм, которые потом нам очень пригодились: 8-917-75-70-712 (Андрей), 8-927-31-45-407 (Виктор). В Озерках зашли в магазин. Сегодня по поводу воскресенья пекарня не работает и хлеба нет. После Озерков прошли ещё небольшую деревеньку Круш и встали на правом берегу.

Гусята в деревнях очень интересуются нашими байдарками, особенно зелёными шкурами и зелёными же верёвками, пытаются их обкусать.

13 августа.

Ночь была звёздная, а утром вышло солнце. Перетаскивая байдарки к воде, видели какого-то грызуна, похожего на хомяка. Сегодня на реке вместо коротких мелких перекатов начались длинные, относительно глубокие мели. Мы их все прошли без проблем. На плёсах течение тоже хорошее. Остановились искупаться и перекусить. Потом зашли в деревню Седяш за хлебом. В деревне есть несколько магазинов и пекарня, где мы забрали всю продукцию: 6 свежих буханок и 3 вчерашние. Кроме того, в магазине нашлись для нас домашние сливки. Магазин и пекарня недалеко от берега, но в месте не очень приглядном. Надо идти по краю деревни какими-то буераками и помойками.

В воде попадаются вот такие мячики. Видимо это колонии микроскопических водорослей.

Перед Андреевкой вдоль правого берега тянется луг. На нём мы и нашли себе стоянку. Наконец стоим не на гальке, а на травке. Наши намятые бока могут отдохнуть. Берег высокий, есть кострище, сзади покос. Уже в темноте проходили на моторке егеря – просили тушить костёр, потому что пожары. Мы обещали не оставлять мусор и тщательно залить костёр.

14 августа.

Утром был такой туман, что из лагеря не было видно реки. Выпала сильная роса.

Сегодня у нас короткий переход. План по километрам мы выполняем, а выходить раньше времени к финишу или устраивать днёвку не хотим. Вышли, как обычно около 12 часов по местному времени. Сразу же впереди показалась стрела плавучего крана. Он стоит у правого берега и по идее должен грузить песок со дна реки в баржи. Но вода такая низкая, что баржи к нему пройти не могут. В этом году по всей Башкирии проблемы с судоходством. Кран старенький, но просто красавец. С удовольствием его фотографируем. Немного ниже работают лесозаготовители. На буксире за катером перетаскивают плоты из брёвен с левого берега на правый. Потом лесовоз поднимает своей стрелой брёвна прямо из воды, сортирует на хвойные и лиственные, грузит на свой прицеп и увозит куда-то. Вся это деятельность происходит вокруг двух-трёх домов на берегу, называемых деревней Андреевка.

Река поворачивает влево, через несколько километров начинается большая группа островов. Здесь мы и встали, широко расположившись в нижней части самого первого острова. Пляж здесь частично песчаный, стоять на нём помягче, чем на крупной гальке. В этом году протоки между островами почти пересохли. Пляжи стали очень широкими. По ним разбросаны старые брёвна, потерянные при молевом сплаве леса.

У наших островов коренные берега высотой 2-3 метра. Они покрыты пойменным лесом и лугами. Правый берег реки высокий и лесистый, левый – низкий. В главной (правой) протоке вдоль всех островов глубина не больше, чем по колено и сильное течение. Вся местность весьма живописна.

В поисках дров и пейзажей я обходил сначала наш первый остров, потом самый большой, лежащий ниже. На галечном пляже обнаружил крупные когтистые следы, которые кроме медведя никто не мог оставить. Похоже, мы спугнули зверя с островов.

По поводу полуднёвки у нас сегодня компот. Дети наловили мелкой рыбёшки на жарку. А ещё Иосиф потерял свой тапок (может медведь его унёс?)

15 августа.

Часть лодок спустили в мелкую протоку слева от нашего острова. От неё до лагеря ближе, чем до основной. Воды в протоке совсем мало. В одном месте лодки надо проводить по малюсенькому мелкому ручейку. Но в такую погоду как сейчас – это замечательное развлечение.

Вышли, как обычно около 12 часов, но вскоре встали у левого берега, чтобы искупаться. На берегу оказалось устье пересохшей протоки. Мы не упустили случая, прошли несколько сотен метров пешком по осохшему дну, а потом соответственно обратно. На мягком иле отпечатались крупные следы цапель. Под ногами хрустят сухие раковины и водоросли, а в лужах кипит жизнь.

Прошли ещё чуть-чуть и снова остановились у левого берега, где из-под известковых глыб бьют мощные ключи. Продегустировали и налили в бутылки воду. Кто-то успел залезть на прилегающий склон. На все эти экскурсии ушло часа 2, поэтому перекус устраиваем по быстрому и форсированным маршем движемся дальше.

Неожиданно из-за поворота появилась деревня Муллакаево. Я думал, что она ещё далеко. На правом берегу стоит лесопилка, а вот устье речки Тюй совсем не заметно. Только вдали видны скалы, видимо примыкающие к притоку. Ниже деревни ширина реки уже больше 100 метров, течение слабое. Исчезли обнажившиеся галечники. Видимо сказывается подпор Павловского водохранилища. Нам повезло, что вода низкая. По высокой воде мы бы уже давно лопатили по плёсам без течения.

Место для стоянки у нас намечено на большом острове за Муллакаево. На острове оказалась оборудованная стоянка, на которой мы и встали. На этот раз над уровнем воды мы стоим на высоте метра в 3. Берег обрывистый, а под берегом сразу глубина. Вечером проходили на моторке двое мужиков. Сказали, что это их стоянка, но мы можем не беспокоиться. Мы обещали сохранить всё в порядке и чистоте.

Завтра последний ходовой день, поэтому на ужин готовим рагу из остатков овощей и кучи лука, которого завхоз Антон запланировал в лошадиных дозах.

Последние 2-3 ночи были холодными. Всё-таки уже вторая половина августа, а климат здесь континентальный. А сегодня ночь очень тёплая, потому что небо затянули тучи. К утру пошёл дождь.

16 августа. Последний ходовой день.

Я сегодня дежурю. Встаю и варю геркулес под дождём. Завтракаем, дождь кончается. Купаться почему-то совершенно не хочется. Но всё равно останавливаемся отдохнуть у левого берега, доедаем оставшуюся от завтрака кашу.

Часто попадаются деревни. Галечников по берегам не видно, но понижение воды ниже обычного уровня заметно по полосам топкого ила. Около деревень странно видеть мостки, не доходящие до воды. А лесистые берега и луговые склоны гор здесь особенно живописны. Павловское водохранилище не зря считают одним из самых красивых мест Башкирии.

Находим место для перекуса на правом берегу ниже деревни Балмазы у крутого известкового откоса. Здесь нет ила, хороший подход к воде. Народ замёрз и промок, разводим большой костёр из плавника. Вместо обычных консервов у нас на перекус картофельное пюре с тушёнкой, это запас, оставшийся от несостоявшейся днёвки. Усиленный паёк очень подходит к сегодняшней погоде. Как позже выяснилось, плотный перекус был очень кстати. В следующий раз поесть нам удалось не скоро.

Прямо посреди реки стоит ещё один плавкран. Ниже него виднеется островок, на котором раньше стояла опора ЛЭП. Идём справа, но садимся на мель из топкого ила. С трудом выползаем на глубину в левой части русла.

Приближаемся к райцентру Караидель – конечной точке нашего маршрута. Последняя возможность более-менее комфортно встать на ночь была на правом берегу в конце деревни Новосёлки, а на левом – у начала деревни Абазово. Но мы идём до понтонного моста в Караидели. Здесь кругом цивилизация – магазин, автобусная остановка, посёлок и порт. Встать совершенно не где. Впереди тоже не просматривается стоянок, возвращаться назад не хочется. То есть сегодня желательно уехать в Уфу.

Попытался найти на месте машину, но неудачно. Позвонил в уфимскую автобусную фирму и заказал автобус Форд на 18 мест (в него мы влезли без всякого зазора).

Антистапель устроили на правом берегу ниже моста. Берег галечный, сухой, до дороги не больше 50 метров. Ехать до Уфы около 3 часов. Где-то по дороге в свет фар выскочил лосёнок или косуля. Зверики нас не хотят отпускать. Мы оказываемся в городе около полуночи по местному времени. Ненужные в городе вещи, палатки, байдарки мы запаковали отдельно и теперь закладываем их в камеру хранения на вокзале.

Поход закончился.

Караидель оказалась неплохой речкой для неспешного семейного сплава. Особенно хороша она при низкой воде. Жаркая погода начала августа постепенно сменилась весьма прохладной. Комаров в Башкирии нет даже в Красной Книге. В деревнях работают магазины и в них продаётся хлеб и мороженое. Так что с удовольствием рекомендую наш маршрут для повторения.

Экипажи:
Света, Антон, Катя (5 лет), Саша (8 лет)Налим-4.
Катя, Аня (11 лет)Щука-2.
Слава, Кирилл (11 лет)Хатанга-2.
Надя, ИосифТаймень-2.
Наташа, Алёша, Андрей (8 лет)Щука-4.

Наша группа поддержки: Оксана и Аня нашли нам съёмную квартиру в Уфе. Звоню хозяину и договариваюсь о вселении на двое суток. Квартира в самом центре на углу улиц Маркса и Свердлова. Отправляемся туда налегке, а вскоре нас подбирает поздний рейсовый автобус. Заселяемся около часа ночи, что-то жуем и расползаемся спать.